100 Hot Books (Амазон, Великобритания)

П. Милгром, Дж. Робертс Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. / Пер. с англ. И.В. Розмаинского, Д.Е Тетерина, К.А. Холодилина под редакцией И.И. Елисеевой и В.Л. Тамбовцева — СПб. : Экономическая школа, 1999. — т. 1 – 472 с., т. 2 – 424 с.


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Экономические организации — это искусственно созданные системы, в рамках которых и посредством которых люди взаимодействуют друг с дру­гом, реализуя индивидуальные и коллективные экономические цели. Эко­номическая система в целом представляет собой совокупность взаимосвязан­ных людей и организаций, причем организации менее высоких уровней свя­зываются воедино через организации более высоких уровней.

Организацией наивысшего уровня является экономика в целом. Хотя рассмотрение экономики в целом как некой организации — это несколько необычный подход, он является полезным, поскольку при таком подходе подчеркивается тот факт, что экономическая система создается людьми, и по­скольку многие из тех проблем, с которыми сталкиваются менее крупные и бо­лее формальные организации, существуют также на высшем уровне. Экономика как организация может и должна оцениваться исходя из результатов ее функци­онирования, в сравнении с возможными альтернативными организационными вариантами. Важность такого подхода в первую очередь может быть проиллю­стрирована на примере проводимых в настоящее время экспериментов по корен­ному реформированию экономических систем в странах Восточной Европы.

Формальные организации

 

На следующем уровне располагаются системы, традиционно рассматри­ваемые как организации: корпорации, товарищества, индивидуальные част­ные предприятия, профессиональные союзы, правительственные учреждения, университеты, церкви и другие формальные организации. Именно они и бу­дут в первую очередь находиться в центре нашего внимания. Ключевой характеристикой организации данного уровня является то, что все они обла­дают статусом самостоятельного юридического лица, что дает им возмож­ность заключать имеющие юридическую силу контракты, добиваться через судебные органы выполнения таких контрактов и при этом выступать от соб­ственного имени, без отождествления с какими-либо индивидами, принадле­жащими к этим организациям.

Организации и контрактные отношения. Возможность заключать кон­тракты имеет решающее значение для одного из важнейших методов эко­номического анализа организаций. Согласно данному методу, впервые пред­ложенному Арменом Алчианом и Хэролдом Демзецем, любая организация рассматривается как сеть контрактов, договоров и неформальных дого­воренностей между индивидами — членами организации. При таком подхо­де сама фирма — это всего лишь юридическая форма; она заключает относи­тельно простые двусторонние контракты со своими поставщиками, работни­ками, инвесторами, менеджерами и заказчиками. Если бы не существовало юридического лица, способного заключать такие контракты в индивидуаль­ном порядке, этим людям для достижения своих целей пришлось бы фор­мировать сложные многосторонние соглашения.

Контрактный подход к теории организации позволяет подчеркнуть до­бровольный характер участия людей в большинстве организаций: люди бу­дут выполнять свои обязательства лишь перед той организацией, которая слу­жит их интересам. Кроме того, возможность заключать контракты означает также и возможности реформирования, перестройки и ликвидации организа­ции путем изменения условий контрактов. Достоинством этого подхода яв­ляется также признание зыбкости границ организаций и возможности ком­бинирования различных организационных форм. Рынок и иерархия, рассма­триваемые иногда как два важнейших, не имеющих ничего общего между собой альтернативных способа организации экономической деятельности, в действительности представляют собой попросту две крайние формы орга­низационных контрактных отношений: характерной особенностью рынка яв­ляется преобладание добровольных договорных отношений, а для иерархии характерны жесткие отношения власти и подчинения.

Архитектура организаций. Хотя юридические аспекты организации име­ют важное значение, полное описание организационной архитектуры требует учета многих других элементов: характера ресурсных и информационных потоков, отношений власти—подчинения и контроля, распределения реаль­ных полномочий, ответственности и прав на принятие решений, рутинных организационных процедур и процессов выработки решений, методов привле­чения и сохранения членов и ресурсов, средств, при помощи которых выраба­тываются и распространяются внутри организации новые идеи и знания, ме­ханизма изменения рутинных процедур в соответствии с приобретенным орга­низационным опытом, провозглашенных целей организации, стратегий и тактики их достижения, а также средств, используемых для того, чтобы обес­печить соответствие целей и поведения отдельных членов организации це­лям этой организации как единого целого. В своем анализе мы будем пооче­редно рассматривать каждый из этих элементов в отдельности, а также мето­ды, позволяющие сформировать из этих элементов некую достоверную харак­теристику организации как целостного явления.

При рассмотрении элементов организационной архитектуры определе­ние формальной организации только по критерию способности вступать в контрактные отношения в качестве отдельного юридического лица может ока­заться совершенно неудовлетворительным, поскольку при таком подходе лег­ко может создаться неверное представление о границах организации. Рассмо­трим в качестве примера компанию «Sony», известную своими новинками в сфере бытовой электронной техники; помимо этой продукции данная фирма производит также аппаратуру для радио и телевидения, компоненты компью­терной техники и полупроводники, а также владеет одной из трех крупней­ших в мире фирм звукозаписи («Sony Records» — бывшая «CBS Records») и крупнейшей фирмой — производителем и распространителем кинофильмов и телепрограмм («Columbia Pictures Entertainment»). Фактически «Sony» со­стоит из центральной организации «Sony Corporation», расположенной в То­кио, и разбросанных по всему миру корпораций-филиалов. Каждый из этих филиалов является отдельным юридическим лицом, способным заключать контракты от своего имени, и работник «Sony Corporation of America» в США или «Sony GmbH» в Германии отнюдь не является работником «Sony Corporation». Если исходить из статуса юридического лица, то каждый из филиалов «Sony» можно рассматривать как отдельную организацию. Однако такой подход не соответствует ни общепринятому в мире представлению о фирме «Sony», ни ее собственному представлению о себе и способу управле­ния своими делами.

Свобода действий и автономия. При таких обстоятельствах для опреде­ления границ организации будет полезным рассматривать ее как наимень­шую системную единицу, обладающую функциональной автономией, т. е. в значительной мере свободную от вмешательства извне в ее дела и решения и, следовательно, обладающую значительной свободой действий.

В любой фирме лица, наделенные правом принятия решений, — обычно высшее руководство — в совокупности обладают широкими полномочиями, позволяющими им на законном основании отдавать те распоряжения отно­сительно ведения дел фирмы, которые они считают уместными, и требовать их выполнения. Их распоряжения не могут быть отменены или изменены посторонними частными лицами или негосударственными организациями. Судебные и правительственные органы могут иметь возможность вмешивать­ся в некоторые аспекты деятельности фирм, но, как правило, лишь в опреде­ленных пределах. Их вмешательство может иметь место лишь при наличии определенных законом условий, но и в этих случаях они не обладают столь широкой свободой действий, какая характерна для руководителей самой фирмы.

С этой точки зрения компании, входящие в состав «Sony», представляют собой одну единую организацию, хотя и являются самостоятельными юриди­ческими лицами. Высшие администраторы «Sony Corporation» имеют право по своему усмотрению вмешиваться во многие аспекты деятельности фили­алов — пусть даже на практике они редко пользуются этим правом. Таким образом, исходя из этого критерия, филиалы «Sony» не являются отдельными организациями. В то же время ни одно постороннее частное лицо не имеет юридического права определять, каким образом будет управляться «Sony», какую продукцию она будет производить и по каким ценам реализовывать, какими будут ее штатное расписание и система оплаты труда, как будут рас­пределены направления ее деятельности между ее подразделениями, какие инвестиции она будет осуществлять и т. д. Таким образом, «Sony» представ­ляет собой отдельную организацию.

 

Уровень анализа: трансакции и индивиды

 

Основополагающей единицей анализа в теории экономической органи­зации является трансакция — передача одним индивидом товаров и услуг другому индивиду. Способ организации трансакции зависит от некоторых ее характеристик. Например, если трансакции одного типа заключаются часто и они однообразны, люди разрабатывают стандартные процедуры, обеспечива­ющие их эффективное осуществление. Если же какая-либо трансакция явля­ется нестандартной, сторонам может понадобиться выработать специальную договоренность об условиях данной трансакции, вследствие чего издержки, связанные с ее осуществлением, возрастут.

Конечными участниками трансакций являются отдельные люди, и их интересы и поведение имеют фундаментальное значение для понимания при­роды организаций. Люди важны в первую очередь потому, что они являются первичными «неделимыми» разработчиками и исполнителями решений; имен­но люди, а не организации фактически принимают решения, голосуют или действуют. Действия индивидов определяют поведение и действия организа­ций. Далее, с точки зрения этики значимыми являются только индивидуаль­ные потребности, желания и цели людей. Об экономических организациях судят лишь исходя из того, насколько хорошо они служат целям, которые были поставлены перед ними людьми. Наконец, именно люди создают орга­низации и управляют ими, оценивают результаты их деятельности. Если эти результаты признаются неадекватными, люди перестраивают или ликвидиру­ют организации.

Анализируя возникновение организаций, их структуры, функционирова­ние и разделение экономической деятельности между ними, мы согласны с тем положением, которое содержалось в эпиграфе к данной главе: люди стре­мятся добиться эффективности не только в своей повседневной экономиче­ской деятельности. Эффективность должна существовать и на системном уров­не, в организациях различных видов человеческой деятельности, в проекти­ровании институтов, создаваемых людьми, и в управлении ими. Прежде чем подробно рассмотреть это положение, необходимо уточнить, что мы подразу­меваем под эффективностью.

 

 

Перейти к разделу: "экономика фирмы"

Перейим к странице: "П. Милгром, Дж. Робертс Экономика, организация и менеджмент"

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru