100 Hot Books (Амазон, Великобритания)
О школах и теориях
Антологии смотрят в прошлое для того, чтобы дать уроки на будущее. Коротко скажем собственно о школах и теориях международной торговли, представленных в настоящем томе антологии по международной экономике. Школа — генеральное направление экономической мысли в целом, в рамках которой формируются отдельные теории. Школами можно считать классическую политическую экономию, кейнсианство, монетаризм, институционализм, марксизм, историцизм и др.
Важно различать школы, объединяющие теории международной торговли и школы, в которые входят теории международной торговой политики. Теории международной торговли отвечают каждая по-своему на вопрос, почему экономические агенты (люди, фирмы и страны) торгуют между собой товарами. Понятие товара трактуется широко, как все материальные товары, услуги и факторы производства (труд и капитал), поскольку детерминанты их международного движения в целом одни и те же. Теории международной торговой политики отвечают на вопрос, какова роль государства во внешней торговле. Роль государства трактуется так же широко, как меры правительств по регулированию внешней торговли в рамках своей страны, согласованная межправительственная политика в рамках интеграционных объединений и межгосударственных организаций.
Теорий международной торговли великое множество, а школ всего четыре: меркантилизм, сравнительные преимущества, общее равновесие и конкурентные преимущества. Названия школ условны, их содержание богато. Переход от одной школы к другой не имеет четких временных вех, все четыре школы международной торговли живы и процветают.
Меркантилизм (mercantilism) — школа, объясняющая международную торговлю стремлением стран увеличить общее благосостояние за счет чистого притока иностранной валюты.
Сравнителъные преимущества (comparative advantage) — школа, объясняющая международную торговлю различиями между странами в производительности факторов производства и в обеспеченности ими.
Общееравновесие (general equilibrium) — школа, объясняющая международную торговлю выравниванием совокупного спроса и совокупного предложения.
Конкурентные преимущества (competitive advantage) — школа, объясняющая международную торговлю различиями в темпах усовершенствования факторов производства и товаров у разных фирм.
Теорий международной торговой политики также множество, а школ — три: торговый протекционизм, свобода торговли и торговля по правилам. На стыке протекционизма и свободы торговли стоял А. Смит; на стыке свободы торговли и торговли по правилам — Дж. Кейнс.
Все это — условно. И до Смита философы выступали за свободу торговли, а Кейнс вообще напрямую международной торговлей не занимался. Все, что сделали великие, - своими трудами обозначили общий поворот экономической мысли и создали новые школы, частью которых, зачастую не самой главной, была международная торговля. Таким образом, школы международной торговой политики следующие:
Торговый протекционизм (trade protectionism) — школа международной торговой политики, выступающая за необходимость защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования государством мер торговой и иной политики. Возникла в начале XVIII в. в связи с появлением теории меркантилизма.
Свобода торговли (free trade) — школа международной торговой политики, выступающая за минимальное вмешательство государства в международную торговлю и за ее развитие на основе соотношения спроса и предложения на мировом рынке. Возникла в конце XVIII в. как часть классической школы политической экономии.
Торговля по правилам (rule-based trade) — школа международной торговой политики, выступающая за ограничение протекционизма и свободу торговли, но на основе минимальных правил, согласованных между странами. Возникла в середине XX в. как отзвук кейнсианс-тва.
Элементы каждой школы можно найти в теориях международной торговли со времени возникновения каждой из них по сегодняшний день. Протекционизм, родившись во времена преобладания меркантилистских идей, активно развивался в теории (теории оптимальных тарифов, дисторсий, интеграции) и использовался на практике всеми странами и всегда. Его школа позитивная — о том, что есть. Свободной торговли не существовало никогда, и ее школа нормативная — о том, что должно быть в идеальном мире. Из-за того, что свободной торговли человечество не достигало ни на каком этапе развития, идеи этой школы всегда были очень привлекательным объяснением причин сбоев в международной экономике.
Хотелось бы, конечно, расставить труды, собранные в этой антологии, по школам, но это невозможно, да и не нужно. Схема, предложенная выше, подобна скелету в анатомии, хороша для понимания общей структуры предмета. То, что на нее нанизывается, значительно сложнее и богаче. Не возможно расставить авторов и их труды строго хронологически — слишком много переплетений, возвратов мысли к недосказанному в прошлом и, наоборот, резких прорывов из прошлого в будущее. Задача осложняется еще и тем, что западные экономисты — за редчайшим исключением — не занимаются проблемами контекста: курс международной экономики начинают прямо с описания отдельных теорий международной торговли, полностью игнорируя такие фундаментальные понятия, как международное разделение труда, мировой рынок, мировое хозяйство, международные экономические отношения и, наконец, сама международная экономика. Они встречаются только у великих, да и то мало, упомянутые впопыхах, в связи с чем-то еще. Но кое-что — и очень важное — все-таки можно найти в этих трудах. Заниматься частными вопросами невозможно до тех пор, пока не уяснены вопросы общие, пока отдельные теории не вписаны в контекст.
Поэтому настоящая антология трудов по международной экономике открывается небольшой главой 1, где представлены работы Смита, Маркса и Кейнса, содержащие основополагающие положения о международном разделении труда и мировом рынке.
Адам Смит (Adam Smith, 1723-1790) начал свое исследование природы и причин богатства народов[1] с вопроса о разделении труда, описывая изготовление булавки на мануфактуре, и сразу же, буквально на третьей странице, провел различие между богатыми и бедными странами, указав при этом, что превосходство богатых обычно больше проявляется в промышленности, чем в земледелии. Сравнивая выращивание хлеба в Польше и Франции, он приходит к выводу, что конкуренция между богатыми и бедными нациями возможна в сельском хозяйстве. Но, сравнивая Францию и Англию, он находит преимущество первой в производстве шелка, а второй — в производстве железоскобяных изделий, сразу же подводя читателя вплотную к понятию международного разделения труда. В третьей главе Смит напрямую заявляет, что потенциал разделения труда ограничивается размерами рынка, рынок расширяется с развитием транспорта, особенно водного, который принципиально удешевил стоимость дальних перевозок. В результате Лондон и Калькутта ведут значительную торговлю и, представляя обоюдный рынок, в огромной степени поощряют производительную деятельность друг друга. В Африке в то же время нет внутренних морей, и ее внутренние области недоступны морской торговле, тогда как и древние египтяне, и индусы, и китайцы, которые не поощряли внешнюю торговлю, создали свое благосостояние благодаря ей.
Вообще говоря, Смит указал на все, что лежит в основе международной экономики: существует разделение труда, выходящее за национальные рамки в силу узости внутреннего рынка и создающее тем самым мировой рынок; обмен на мировом рынке товарами, в которых индивидуальные страны конкурентоспособны; мировой рынок стимулирует рост производительности в кооперирующихся странах, т. е. работает мировое хозяйство; страны, оторванные от мирового рынка, наталкиваются на серьезные проблемы экономического развития. Редактирования не требуется, все верно и сегодня.
Карл Маркс (Karl Marx, 1818-1883), крупнейший немецкий философ и экономист, в первом томе «Капитала», опубликованном в 1867 г,[2] впервые различил разделение труда внутри общества (общее, частное и единичное) и территориальное разделение труда. Территориальное разделение труда он видел в двух формах — внутри страны (гл. XII), как закрепление определенных отраслей производства за определенными районами страны (в конце XX века теория конкурентных преимуществ М. Портера назовет это кластерами), и между странами (гл. XIII), введя понятие международного разделения труда. «Создается новое, соответствующее расположению главных центров машинного производства международное разделение труда, превращающее одну часть земного шара в область преимущественно земледельческого производства для другой части земного шара как области преимущественно промышленного производства». В следующей строке Маркс называет международное разделение труда революцией. Что-то очень знакомое из сегодняшних газет просматривается в этих словах.
Наконец, Джон Кейнс (John Keynes, 1883-1946) в «Общей теории», вышедшей в 1936 г.[3] ввел несколько понятий, на которых по сей день зиждется все здание международной экономики, включая международную торговлю: совокупный спрос, совокупное предложение и баланс сбережений и инвестиций. Совокупный спрос включает спрос на товары и услуги экономических агентов внутри страны и спрос из-за рубежа на экспорт, совокупное предложение — предложение товаров, произведенных внутри страны и импортированных из-за границы, а баланс внутренних инвестиций и сбережений должен равняться текущему балансу, фактически разности экспорта и импорта товаров и услуг. Преимущества международного разделения труда Кейнс называет «реальными и существенными, хотя классическая школа слишком сильно их подчеркивает», но полагает, что платежный баланс должен регулироваться через процентную ставку, не отдавая его на растерзание «слепым силам» (гл. 23). Уж не «невидимую руку» рынка Смита имел в виду Кейнс?
Последующие главы антологии представляют теории международной торговли, расположенные по основным школам. Здесь описана только международная составляющая каждой из теорий, тогда как многие из них, хотя и не все, были частью более широких экономических теорий.[4]
[1] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. 1776.
[2] Маркс К Капитал. Т. 1. 1867.
[3] Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. М., 2000; The General Theory of Employment, Interest and Money (1936).