100 Hot Books (Амазон, Великобритания)
Дж. Харшаньи, Р. Зельтен Общая теория выбора равновесия в играх / Пер. с англ. Ю.М. Донца, Н.А. Зенкевича, Л.А. Петросяна, А.Е. Лукьяновой, В.В. Должикова под редакцией Н.Е. Зенкевича — СПб. : Экономическая школа, 2001. — 424 с.
1.4. Ограниченность классической теории кооперативных игр
Классическая теория бескоалиционных игр является, по существу, теорией одной базисной концепции решения, а именно концепции ситуаций равновесия. Напротив, классическая теория кооперативных игр предлагает богатое разнообразие альтернативных концепций решения, а именно: устойчивые множества фон Неймана—Моргенштерна [50], решение Нэша для игр двух лиц с переговорами [34, 35], вектор Шепли [48], ядро [10], переговорные множества Аумана—Машлера [4] и другие.
Каждая из этих концепций решения в отдельности представляет огромный теоретический интерес. Но как группа они не дают ясной и последовательной теории кооперативных игр. Действительно, большинство различных концепций решения имеют весьма слабую логическую связность, и поэтому их нельзя интерпретировать как частные случаи общей теории.
Можно подумать, что это обстоятельство отражает лишь концептуальную ограниченность классической теории игр, которая может иметь некоторое значение для специалиста по логике, методологии или философии, но несущественна для обществоведа, интересующегося в основном возможными приложениями теории игр к экономике, политологии и социологии. Однако эта концептуальная ограниченность в действительности создает основные проблемы и в сфере эмпирических применений.
Во-первых, хотя классическая теория игр предлагает ряд альтернативных концепций решения для кооперативных игр, она не дает четкого критерия относительно того, какую концепцию решения следует применять при анализе любой социальной ситуации в реальной жизни. Не дает она ясного ответа и на очевидный вопрос о том, почему необходимо так много различных концепций решения.
Множественность концепций решения порождает некоторые дополнительные измерения неопределенности. Даже если принимается решение проанализировать данную социальную ситуацию на основе некоторой концепции решения А, нередко не удается конкретизировать хорошо определенный исход: она скорее могла бы проинформировать нас лишь о том, что исход будет выбран из некоторого (возможно, большого) множества S
«приемлемых» исходов; действительно, она может сообщить нам только то, что исход будет представлен точкой, лежащей в одном из нескольких альтернативных множеств S, S', S", каждое из которых в равной мере согласуется с аксиомами выбранной концепции решения А.
Более серьезный недостаток классической теории игр состоит в ее неспособности давать сколько-нибудь применимые концепции решения для некоторых теоретически и эмпирически весьма важных классов кооперативных (и не вполне кооперативных) игр. Они включают следующие классы игр.
1. Игры, занимающие промежуточное положение между вполне кооперативными и вполне бескоалиционными играми. Примерами служат игры, в которых одни типы соглашений имеют принудительный характер, а другие нет; игры, в которых одни группы игроков способны заключать принудительные соглашения, а другие нет; игры, в которых принудительные соглашения могут заключаться на одних шагах игры, а на других нет.
1. Кооперативные игры с последовательной структурой. (Между классами 1 и 2 существует некоторое сходство). Это игры, включающие два или более последовательных шага и позволяющие постепенно, в несколько последовательных шагов строить соглашения. В отличие от классических кооперативных игр, в которых любое заключаемое соглашение окончательно, такие последовательные игры при определенных условиях могли бы допускать пересмотр условий и изменение ранее заключенных соглашений на дальнейших шагах игры.
2. Кооперативные игры с неполной информацией. (Поскольку игры с неполной информацией, как кооперативные, так и бескоалиционные, ставят некоторые специальные проблемы, мы обсудим их подробнее в разделе 1.5).
Все эти трудности вызваны тем, что классическая теория игр систематически пренебрегает любым анализом переговорного процесса между игроками, который, вероятно, составляет самую важную деятельность в любой кооперативной игре. Это осуществляется посредством описания переговоров как «предыгрового обсуждения условий» и предположения, что они происходят до фактического проведения игры и поэтому вообще не входят в состав «игры». Конечно, этот подход сводится к отказу от любой серьезной попытки понять, почему исход игры зависит от специфики переговорного процесса между игроками.
вернуться
Координация материалов. Экономическая школа