100 Hot Books (Амазон, Великобритания)
Дж. Харшаньи, Р. Зельтен Общая теория выбора равновесия в играх / Пер. с англ. Ю.М. Донца, Н.А. Зенкевича, Л.А. Петросяна, А.Е. Лукьяновой, В.В. Должикова под редакцией Н.Е. Зенкевича — СПб. : Экономическая школа, 2001. — 424 с.
1.5. Игры с неполной информацией
Один из самых серьезных недостатков классической теории игр заключается в ее неспособности рассматривать игры, включающие неполную информацию. Мы говорим, что игра является игрой с полной информацией, если все игроки знают характер игры в смысле знания развернутой формы игры (дерева игры) или нормальной формы игры (матрицы выигрышей).
Игра с полной информацией может быть игрой либо с совершенной информацией, либо с несовершенной информацией. В игре с совершенной информацией игроки знают и характер игры, и все предыдущие ходы (сделанные другими игроками или обусловленные случаем) на каждом шаге игры; в игре с несовершенной информацией игроки знают характер игры, но не обладают полнотой сведений о предыдущих ходах, сделанных в процессе игры.
Напротив, в игре с неполной информацией игроки не обладают полнотой сведений о: 1) стратегических возможностях и/или 2) функциях выигрыша других игроков. Последняя проблема может возникнуть в связи с ограниченностью информации игроков о: 1) физических последствиях, порождаемых альтернативными наборами стратегий; 2) упорядочении предпочтений других игроков на этих физических исходах; 3) отношении других игроков к взятию на себя риска; 4) некотором наборе этих факторов.
Кроме того, игроки могут не знать, в каком объеме другие игроки обладают информацией о стратегических возможностях и функции выигрыша любого игрока.
Классическая теория игр вообще не может трактовать игры с неполной информацией (но охватывает игры как с совершенной, так и с несовершенной информацией, когда они имеют характер игр с неполной информацией). Очевидно, это устанавливает весьма серьезное ограничение, так как фактически все игровые ситуации в реальной жизни включают неполную информацию. В частности, участники социальной ситуации в действительности владеют полной информацией о функциях выигрыша каждого другого участника. Довольно часто имеет место и неопределенность относительно стратегий, доступных другим игрокам.
Тем не менее мы можем включить игру с неполной информацией в сферу теоретико-игрового анализа, используя вероятностную модель для представления неполной информации о различных параметрах игры, которой владеют игроки (см. [11]). В частности, анализ игры G
с неполной информацией можно свести к анализу новой игры G, включающей подходяще выбранные случайные ходы. Мы называем G* вероятностной моделью для G. В этой новой игре G* тот факт, что (некоторые или все) игроки владеют ограниченной информацией о некоторых основных параметрах игры, математически представлен предположением относительно ограниченности информации об исходах этих случайных ходов, которой владеют эти игроки.
Формально эта вероятностная модельная игра G* будет игрой с полной информацией. Но она будет игрой с несовершенной информацией, так как игроки располагают не всей информацией об исходах случайных ходов, имеющих место в игре. Таким образом, наш подход по существу состоит в том, чтобы свести анализ игры с неполной информацией G
к анализу игры с полной (но несовершенной) информацией G* вполне доступной для обычного аналитического аппарата теории игр.
Путем построения соответствующих вероятностных моделей мы можем создавать игры с любым желательным распределением знания и незнания между игроками и изучать, как альтернативные информационные предположения изменяют характер игры. Мы можем узнать, каким образом игрок может извлекать некоторые вначале недоступные ему объемы информации, наблюдая ходы игроков, которые уже владеют этой информацией, а также каким образом игрок может оптимально передавать информацию другим игрокам или оптимально утаивать информацию в соответствии со своими стратегическими интересами. (Проблему оптимальной передачи информации мы обсудим в главе 9 при анализе игры двух лиц с неполной информацией у обеих сторон. Проблема оптимального утаивания информации рассматривается Ауманом и Машлером [5-7] при обсуждении бесконечно повторяющихся антагонистических игр в условиях неполной информации; см. также [15, 49]).
Применение таких вероятностных моделей в исследовании игр с неполной информацией обеспечивает, разумеется, лишь частичное решение проблемы. Ибо при построении вероятностной модельной игры G* для игры с неполной информацией G
тотчас возникает вопрос: какую концепцию решения следует применить для этой вновь построенной игры G*?
Если игра, с которой мы начинаем, фактически является бескоалиционной игрой с неполной информацией, то на этот вопрос нетрудно ответить. Вероятностная модель G* игры G
также будет бескоалиционной игрой (хотя и с полной информацией), и G* можно проанализировать на основе ее равновесных ситуаций; концепцию ситуаций равновесия нетрудно распространить на игры с неполной информацией (см. [11, р. 320-329]).
Если игра G
— кооперативная игра с неполной информацией, то возникает совершенно иная ситуация. В этом случае вероятностная модельная игра G*, полученная из G, не позволяет проводить анализ на основе любой концепции кооперативного решения традиционной теории игр. Например, решение Нэша для игры двух лиц с переговорами, составляющее привлекательную концепцию решения для игр с полной информацией, не может быть использовано для игр двух лиц с переговорами и неполной информацией или для вероятностных моделей игр, полученных для них. Если мы попытаемся использовать для этой цели решение Нэша, то получим совершенно абсурдные результаты [11]. Другие классические концепции кооперативного решения дают в равной мере неудовлетворительные результаты в случае игр с неполной информацией. Это отсутствие концепций решения, применимых к играм с неполной информацией, составляет еще одну слабость классической теории кооперативных игр.
вернуться
Координация материалов. Экономическая школа