100 Hot Books (Амазон, Великобритания)
Дж. Харшаньи, Р. Зельтен Общая теория выбора равновесия в играх / Пер. с англ. Ю.М. Донца, Н.А. Зенкевича, Л.А. Петросяна, А.Е. Лукьяновой, В.В. Должикова под редакцией Н.Е. Зенкевича — СПб. : Экономическая школа, 2001. — 424 с.
1.10. Ситуации несовершенного равновесия, сослагательные условные предложения и самообязывающие ходы
В современной логике проблема, поставленная ситуациями несовершенного равновесия, может быть переформулирована следующим образом. Предположение, что игрок 2 применит стратегию Y, эквивалентно условному высказыванию S, «если бы игрок 1 сделал ход А, то игрок 2 сделал бы ход У». Если это условное высказывание интерпретировать в материальном смысле, оно автоматически становится вырожденно истинным каждый раз, когда не возникает сформулированное условие (осуществление
7 Мы будем придерживаться принципа, согласно которому в отсутствие доводов в пользу противного наш анализ данной игры всегда будет основываться на предположении о равномерности, а следовательно, и на игре с равномерными возмущениями. Предположение о равномерности составляет весьма полезную часть нашей теории: оно представляется вполне естественным, и к тому же во многих случаях оно существенно упрощает вычисление решения. Несмотря на это, оно не является совершенно необходимым предположением нашей теории.
Если кто-либо считает, что у него есть достаточные причины полагать, что в данной игре G
ошибки игроков будут соответствовать неравномерному распределению вероятностей, то ему остается лишь выбрать конкретное семейство неравномерных распределений вероятностей ошибок Пε, которое он сочтет уместным, и использовать эти распределения для построения соответствующих неравномерно возмущенных нормальных форм с агентами Gε
игры G. В таком случае он может применить нашу теорию решения к этим играм с возмущениями Gε.
С другой стороны, если бы анализ любой игры G
основывался на таком семействе распределений вероятностей ошибок Пε, то последнее пришлось бы включить в определение этой игры G
наряду с другими определяющими характеристиками, такими как множества стратегий игроков и функции выигрыша.
Таким образом, если бы две игры имели одинаковые нормальные формы с агентами, но в силу предположения имели бы различные распределения вероятностей ошибок Пε, то их пришлось бы рассматривать как две различные игры с, возможно, различными решениями.
хода А игроком 1). Но если это высказывание S интерпретируется как сослагательное условное (каковым оно, конечно, является грамматически), оно будет просто ложным. Если игрок 1 все же делает ход А, тогда игрок 2 (в предположении, что он рациональный индивид, старающийся максимизировать свой выигрыш) скорее всего не сделает ход У.
Пара стратегий Е2 = (В, У) формально образует ситуацию равновесия. Для того чтобы это было так, необходимо лишь, чтобы высказывание S
было истинным, когда оно интерпретируется в материальном смысле. (В математике принято рассматривать любое условное высказывание как истинное, если оно истинно при интерпретации в материальном смысле.) Тем не менее наша теоретико-игровая интуиция расценивает Е2
как ситуацию иррационального равновесия, так как эта интуиция признала бы истину высказывания S только при условии, что стал истинным в случае его интерпретации как сослагательного условного, что очевидно не так.
Наше различие между ситуациями совершенного и несовершенного равновесия тесно связано с вопросом, могут ли игроки брать на себя твердое обязательство в бескоалиционной игре (см. разделы 1.2 и 1.3). Игра, которую мы обсуждали, не содержит самообязывающих ходов. Поэтому наш анализ основывался на предположении, что игрок 2 не может заранее связать себя обязательством выбрать ход X вместо У в тот момент, когда он достигнет информационного множества, в котором должен быть сделан этот выбор. Однако легко видеть, что при возможности взять на себя такое обязательство игрок 2 был бы явно заинтересован поступить именно так (чтобы испугать игрока 1 и заставить его сделать ход А вместо В). Правильный способ позволить игроку 2 взять на себя такое обязательство состоит в предоставлении ему возможности сделать самообязывающий ход в начале игры вместо того, чтобы неправильно истолковать игру, не содержащую самообязывающего хода, словно она имеет такой ход.
Добавить желательный самообязывающий ход можно следующим образом. В начале игры мы разрешаем игроку 2 сделать выбор из ходов α и β, где α может быть интерпретирована как высказывание «я обязуюсь выбрать ход У, если игрок 1 выберет ход А», a
β может быть интерпретирована как высказывание «я не беру на себя никаких обязательств». Если игрок 2 выберет β, будущие ходы в игре будут определяться поддеревом Tβ, являющимся точной копией дерева исходной игры. Напротив, если он выберет α, ходы в игре будут определяться поддеревом Тα, которое отличается от дерева исходной игры отсутствием хода X (он был устранен самообязывающим ходом α игрока 2).
Как только будет опущена ветвь X, мы сможем убрать все информационное множество, из которого исходила ветвь X (так как в этой точке у игрока 2 больше не останется реального выбора), вместе с множеством, состоящим из остававшейся единственной ветви У, но не другие элементы Та. Этот приведенный вариант поддерева Та
будет называться поддеревом Тα*. На рисунках 1.9 и 1.10 показаны поддеревья Tα и Тα*, а на рисунке 1.11 — дерево новой расширенной игры.
В нормальной форме новой игры каждый игрок будет иметь четыре различные чистые стратегии. Стратегиями игрока 1 будут АА, АВ, ВА и ВВ, где первая буква всегда обозначает ход, который сделал бы игрок 1 в поддереве Тα*, а вторая буква обозначает ход, который сделал бы он в поддереве Tβ. Чистыми стратегиями игрока 2 являются αХ, αY, βХ и βY.
Легко проверить, что новая игра имеет только одну ситуацию совершенного равновесия в чистых стратегиях, а именно Е1* = (ВА, аХ). Е1*
интерпретируется следующим образом. В начале игры игрок 2 обязуется сделать ход Y, если игрок 1 сделает ход А. Это удержит игрока 1 от совершения хода А Вместо этого он сделает ход В, который даст выигрыши (0, 2), как того желает игрок 2. (Если бы игрок 2 не взял на себя обязательство сделать ход А, игроки использовали бы взамен пару стратегий (B, У)). Интуитивно мы можем отождествить E1*
с парой стратегий Е2 = (В, Y) исходной игры лишь с тем отличием, что в исходной игре эта пара стратегий была ситуацией несовершенного равновесия, тогда как в новой расширенной игре E1*
является ситуацией совершенного равновесия, и при том единственной ситуацией совершенного равновесия новой игры.
Это, разумеется, вовсе не удивительно. Как только игрок 2 сможет связать себя обязательством по применению стратегии Y, связывание этим обязательством становится для него весьма рациональным, и тогда применение стратегии В также становится рациональным для игрока 1, как того желает игрок 2 (более подробный анализ расширенной игры см. в разделе 1.15).
вернуться
Координация материалов. Экономическая школа