100 Hot Books (Амазон, Великобритания)
Дж. Харшаньи, Р. Зельтен Общая теория выбора равновесия в играх / Пер. с англ. Ю.М. Донца, Н.А. Зенкевича, Л.А. Петросяна, А.Е. Лукьяновой, В.В. Должикова под редакцией Н.Е. Зенкевича — СПб. : Экономическая школа, 2001. — 424 с.
1.11. Анализ кооперативных игр с помощью моделей некооперативных переговоров
Предлагаемая новая теория решения формально является теорией решения для бескоалиционных игр, хотя она и возникла из наших исследований по кооперативным играм.
Когда нам стало ясно, что решение Нэша в своем первоначальном виде не может быть использовано в качестве концепции решения для игр двух лиц с переговорами при неполной информации [11, р. 329-334], мы решили придерживаться предложения Нэша [35, р. 285], состоящего в том, что анализ любой кооперативной игры G должен основываться на формальной модели переговоров B(G), включающей переговорные ходы и контрходы различных игроков и приводящей к соглашению относительно исхода игры. Формально эта модель переговоров B(G) всегда была бы бескоалиционной игрой в развернутой форме (или, возможно, в нормальной форме), и решение кооперативной игры G
определялось бы на основе ситуаций равновесия этой бескоалиционной игры с переговорами B(G).
В то же время мы вполне понимали, что предложенный Нэшем подход не будет действенным, если мы не сможем найти способ преодолеть по крайней мере проблему выбора равновесия (а желательно и проблемы неустойчивости и несовершенства). Наша первая попытка справиться с проблемой выбора равновесия заключалась в специальной модификации решения Нэша [34], конкретно предназначенной для преодоления рассматриваемой здесь проблемы выбора равновесия в играх с неполной информацией [19], Однако вскоре мы пришли к заключению, что поиски концепций решения тогда, когда возникает в них потребность, в действительности не являются удовлетворительным подходом. Напротив, необходима совершенно новая отправная точка теории, которая дала бы общий метод преодоления проблемы выбора равновесия (а также проблем неустойчивости и несовершенства) для всех возможных бескоалиционных игр.
Как только эти три проблемы будут преодолены, а наша теория решения действительно их преодолеет, анализ кооперативных игр с помощью моделей некооперативных переговоров, как это было предложено Нэшем, позволит полностью решить различные проблемы, поставленные классической теорией кооперативных игр. Он обеспечивает единый подход к изучению всех классов кооперативных игр. Даже при необходимости анализа различных кооперативных игр на основе весьма несходных моделей переговоров решение каждой модели переговоров (а следовательно, и решение каждой кооперативной игры) может быть определено на основе основных математических критериев, предписанных нашей теорией решения. Иными словами, проблему определения решения для кооперативной игры G
всегда можно свести к проблеме определения решения для бескоалиционной игры с переговорами B(G).
Другое преимущество этого подхода состоит в том, что он показывает, каким образом решение (теоретически прогнозируемый исход) любой кооперативной игры G
будет зависеть от характера постулированного процесса переговоров между игроками, на который указывает модель переговоров B(G), использованная при анализе игры G. Например, мы можем изучать, как исход будет зависеть от таких факторов, как кто с кем может заговорить и кто к кому может обратиться первым; какие существуют правила для заключения соглашений, прекращения исполнения уже заключенных соглашений или для превращения предварительных соглашений в соглашения, не подлежащие отмене; как легко можно создавать, расширять, распускать, объединять или воссоединять коалиции; кто и по отношению к кому может применять угрозы и в каких пределах такие угрозы не подлежат отмене.
При построении переговорных моделей мы можем воспользоваться значительной гибкостью, обеспечиваемой играми с переговорами в развернутой форме, — гибкостью, недоступной теории, кооперативных игр, которая использует более ограничительную нормальную форму (или даже более жесткую форму характеристической функции). Таким образом, мы можем легко строить модели переговоров, которые представляют такие в целом недоступные классической теории кооперативные игры, как частично кооперативные игры, кооперативные игры, обладающие последовательной структурой, или кооперативные игры с неполной информацией.
Дополнительная гибкость обеспечивается добавлением специфических самообязывающих ходов, чтобы предоставить каждому игроку желательный объем самообязывающих полномочий при заключении принудительных соглашений и объявлении не подлежащих отмене обещаний и/или угроз.
вернуться
Координация материалов. Экономическая школа