100 Hot Books (Амазон, Великобритания)
Дж. Харшаньи, Р. Зельтен Общая теория выбора равновесия в играх / Пер. с англ. Ю.М. Донца, Н.А. Зенкевича, Л.А. Петросяна, А.Е. Лукьяновой, В.В. Должикова под редакцией Н.Е. Зенкевича — СПб. : Экономическая школа, 2001. — 424 с.
1.12. Моделирование переговорных ходов
Большинство переговорных процессов в реальном мире включают последовательные предложения и контрпредложения участников без четкого верхнего ограничения на разрешенное число переговорных ходов. Это означает, что стратегии игроков имеют бесконечное множество степеней свободы, которое превращает переговорные процессы в бесконечные игры.
Более того, переговоры двух лиц обычно образуют игру с совершенной информацией, так как на каждом этапе каждый игрок знает все предыдущие ходы. Однако переговоры трех или более лиц нередко образуют игру с несовершенной информацией, так как один игрок может сделать тайное предложение другому игроку. (Конечно, переговоры в условиях неполной информации всегда моделируются как игра, содержащая случайные ходы, результаты которых не вполне известны всем игрокам; см. раздел 1.5.)
Одно из важных интуитивных открытий Нэша состоит в том, что, хотя большая часть переговоров в реальной жизни включает стратегии с бесконечно большим числом степеней свободы, их можно моделировать с помощью значительно более простых классов стратегий, которые имеют лишь одну степень свободы (или очень мало степеней свободы). Иными словами, с точки зрения теории игр важен только один параметр переговорной стратегии игрока i, и таковым является наименьший выигрыш xt, который готов получить этот игрок. Таким образом, по крайней мере в тех случаях, когда игроки не могут рассчитывать на получение
друг от друга новой информации в процессе переговоров, можно предположить без сколько-нибудь реальной потери общности, что каждый игрок i
будет выбирать свою заявку на выигрыш xt
в начале игры независимо от других игроков, и поэтому его переговорную стратегию можно отождествить просто с данной заявкой на выигрыш xt .8
По нашему мнению, даже если большинство переговоров в реальном мире и не включают последовательные предложения и контрпредложения, модель переговоров с одновременными предложениями по Нэшу позволила нам существенно продвинуться в понимании переговорного процесса. Она разъяснила некоторые важные факты, скрываемые моделью последовательных предложений, такие как базисная симметрия между двумя игроками в обычных ситуациях переговоров двух лиц в отличие от асимметрии, характеризующей ультимативные игры, в которых один игрок может сделать одностороннее ультимативное предложение другим игрокам. Кроме того, она помогла нам понять проблему «ошибки шантажиста», возникающую в случае интерпретации самой игры с переговорами как ультимативной [16, р. 186-189].
8 В отличие от модели переговоров по Нэшу, в которой игроки одновременно делают предложения друг другу, Рубинштейн в [38] сохраняет реальную последовательную структуру переговорного процесса с рядом последовательных предложений и контрпредложений. Но для достижения соглашения после конечного числа раундов переговоров необходимо предоставить игрокам стимулы для его достижения на раннем этапе. Эти стимулы могут принимать форму дисконтируемых выигрышей, накапливающихся в будущем в силу временного предпочтения либо в силу неопределенности относительно того, когда переговорный процесс мог бы зайти в тупик. Кроме того, они могут принимать форму дополнительных затрат на любой дополнительный раунд переговоров. Хотя модели переговоров Рубинштейна обычно имеют множество различных равновесий по Нэшу, только одно из них будет совершенным (абсолютным) и будет выбрано в качестве решения игры. Бинмор [8] показал, что модель Рубинштейна с дисконтированными выигрышами дает решение, тесно связанное с решением Нэша для переговоров. Подход Рубинштейна может быть также распространен на игры с переговорами и неполной информацией (см. [39] и приведенную там библиографию).
Подход Рубинштейна дает во многих случаях интересную альтернативу нашей теории выбора единственного решения для последовательных игр. Но в существующем виде его, по-видимому, невозможно распространить на игры с одновременными ходами игроков.
Тем не менее модель переговоров с одновременными предложениями может потребовать более одного цикла одновременных предложений. В тех случаях, когда переговоры проводятся при неполной информации, возможно, потребуются два (или более) цикла одновременных ходов, чтобы игроки получили новую информацию друг от друга. Более того, даже в случае предположения о полной информации может понадобиться двухэтапная модель для анализа переговоров двух лиц с переменными угрозами [36].
вернуться
Координация материалов. Экономическая школа