100 Hot Books (Амазон, Великобритания)


ПРЕДИСЛОВИЕ (ВЕХИ, том второй)

 

Второй выпуск серии «Вехи экономической мысли» посвя­щен едва ли не центральному разделу микроэкономической те­ории — теории фирмы. Он включает переводы 18 статей, объ­единенные в три блока: «Фирма и ее поведение», «Затраты и выпуск», «Рынки и цены».

Первый раздел открывается статьей Р. Коуза «Природа фир­мы». Хотя она уже знакома русскоязычному читателю,1 мы не могли не включить в выпуск, посвященный теории фирмы, ста­тью, обогатившую экономическую науку концепцией трансакци-онных затрат. Именно возможность снижения трансакционных затрат интернализации трансакций и делает эффективной, как показал Коуз, замену рыночного обмена внутренней организа­цией, чем и объясняется существование фирм.

Отсюда то значение, которое придавал Коуз институционным аспектам рыночной экономики. В лекции при вручении ему Но­белевской премии Коуз, в частности, заметил: «Значимость ин­ституционных факторов в экономической теории стала ясной в современных событиях в странах Восточной Европы. Бывшие коммунистические страны хотят продвигаться по пути к рыноч­ной экономике, их лидеры желают этого, но без соответствующих институтов никакая рыночная экономика не возможна. Если бы мы знали больше о нашей собственной экономике, мы могли бы оказать им большую помощь»? В то же время Коуз признал, что взаимодействие факторов, влияющих на смешанный характер со­временной рыночной экономики (иерархия и рынок), все еще не­достаточно исследованы.

В следующей за статьей Р. Коуза статье О. Уильямсона концепция трансакционных затрат используется для выяснения природы вертикальной интеграции. «Неудачи рынка», как назы-

 

 

1См.: Коуз Р. Фирма, рынок и право. Нью-Йорк, 1991. 2Amer. Econ. Rev. 1992. Vol. 82, N 4. P. 714.

 

вает Уильямсон возможность снижения трансакционных затрат при замене рынка внутренней организацией, рассматривается им как важнейший фактор вертикальной интеграции производства.

Статья Г. Саймона дает представление о бихевиористской те­ории фирмы. Эта теория считает нереалистической гипотезу о максимизации прибыли как цели фирмы, лежащую в основе нео­классической теории.

«Удовлетворенность против максимизации» — гласит заго­ловок одного из разделов статьи Г. Саймона, и он как нельзя лучше характеризует отличие бихевиористской теории фирмы (и не только фирмы, но и индивидуума3) от господствующей в учеб­ной литературе неоклассической (или, как ее называет автор сле­дующей статьи Ф. Махлуп, маржиналистской) теории.

Последняя статья раздела представляет часть речи Ф. Мах-лупа на собрании Американской экономической ассоциации, президентом которой он был. Сопоставляя маржиналистскую, бихевиористскую и управленческую теории фирмы, Махлуп ви­дит главную причину разногласий на смешении фирмы как тео­ретического конструкта и фирмы как эмпирической реальности и выступает (с теми или иными оговорками) в защиту неоклас­сической (маржиналистской) теории фирмы.

Второй раздел включает пять статей. Он открывается зна­менитой статьей Дж. Вайнера, в которой впервые были предста­влены и исследованы кривые затрат, без которых не обходится теперь ни один учебник экономики, и сформулированы основные соотношения между ними. Статья знаменита и ошибкой, допу­щенной Вайнером при построении кривой средних затрат дли­тельного периода. Готовя спустя 20 лет статью для переиздания, Вайнер ни на йоту не изменил первоначального текста. В до­полнении, написанном в 1950 г., он подчеркнул: «Даже ошибка на рис. 4 оставлена без исправления, чтобы будущие преподава­тели и студенты могли разделить удовольствие, испытанное их предшественниками, и снова указать на то...».4

А. Алчиан в статье «Затраты и выпуски» предложил альтер­нативную концепцию затрат, суть которой сводится к следую­щему. Прежде всего, затраты определяются в мере запаса, а не потока. Далее, в качестве характеристик производства исполь-

 

3См.: Simon H.: 1) A Behavioral Model of Rational Choice // Quart. Journ. Econ. 195. Vol. 79; 2) Models of Man. New York, 1957. 4См. настоящее издание, с. 128.

 

 

зуются помимо уровня выпуска (rate of output), как это принято неоклассической теорией, и полный предполагаемый объем вы­пуска (total contemplated volume of output), и календарный план выпуска (the programmed time shedule of output).

Статья А. Уолтерса, публикуемая с сокращениями, пред­ставляет эконометрический обзор производственных функций и функций затрат. Статья Р. Дорфмана — блестящий образец популярного, «нематематического представления» математиче­ского программирования. Она безусловно полезна для экономи­стов, недостаточно знакомых с математикой.

Статья Э. Чемберлина и материалы вызванной ею дискуссии полезны для лучшего понимания истории формирования совре­менной теории производства.

Три статьи (Дж. Стиглера, Дж. Хикса и П. Самуэльсона), от­крывающие третий раздел, дают представление об эволюции тео­рий совершенной конкуренции, монополии и монополистической конкуренции и их месте в современной экономической теории.

Две статьи Дж. Стиглера посвящены теории олигополии. В первой из них исследуется проблема «верности» фирм тайному сговору (facit collusion), при этом Стиглер использует подход, развитый им в ставшей знаменитой работе «Экономическая тео­рия информации».

Вторая статья посвящена эмпирической проверке гипотезы о ломаной кривой спроса олигополиста. Проверка не подтвердила существования излома. Стиглер вернулся к этой проблеме спустя 30 лет. В статье, опубликованной в 1978 г.,5 он указал на ненуж­ность концепции ломаной кривой спроса и ее непродуктивность, объяснив ее присутствие в стандартных учебниках консерватив­ной ролью учебников в смене доктрин, людей субъективными факторами (следование авторитетам).

В статье К. Эрроу «К теории ценового приспособления» кон­куренция рассматривается скорее как процесс (что характерно для экономистов австрийской школы), чем как ситуация (рав­новесная), к которой этот процесс сходится (что характерно для неоклассической теории).

Эрроу показывает, что в экономике, находящейся в состоя­нии неравновесия, все фирмы обнаруживают признаки монопо­листического или монопсонистического поведения, и они тем яв-

 

sStigler G. J. The Literature of Economics : The Case of the Kinked Oligopoly Demand Curve // Econ. Inquiry. 1978. Apr.

 

ственнее, чем выше степень неравновесия. В статье Эрроу оборот "surplus value" переведен как «прибавочная ценность», хотя рос­сийские читатели «Капитала» привыкли к термину «прибавоч­ная стоимость». Английское value в изданиях «Экономической школы» традиционно переводится словом ценность, как было принято в русской литературе до 1930-х гг.8

В статье У. Баумоля и Р. Квандта исследуются эмпирические методы получения несовершенно оптимальных решений. Статья X. Лейбенстайна содержит первоначальную концепцию неалло-кативной или «Х-эффективности».

Экономическая теория, прежде всего микроэкономика, кон­центрирует внимание на аллокативной эффективности, т. е. на оптимальном распределении ресурсов, не учитывая того, что ее достижение требует со стороны фирмы дополнительных усилий по выявлению самой производственной функции, без предста­вления которой аллокативная эффективность оказывается недо­стижимой.

Информационный аспект рыночной экономики послужил те­мой последней статьи сборника — статьи Дж. Стиглера «Эконо­мическая теория информации», ставшей впоследствии основой особой, интенсивно развивающейся области экономической тео­рии.

 

В. М. Гальперин

 

 

вСм.: Экономическая школа. 1993. Вып. 3. С. 19-20; Гальпе­рин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. СПб., 1994. Т. 1. С. 312-314.

 

 

 

вернуться

 

 

Координация материалов. Экономическая школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 








Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru