|
100 Hot Books (Амазон, Великобритания)
ПРЕДИСЛОВИЕ (ВЕХИ, том второй)
Второй выпуск серии «Вехи экономической мысли» посвящен едва ли не центральному разделу микроэкономической теории — теории фирмы. Он включает переводы 18 статей, объединенные в три блока: «Фирма и ее поведение», «Затраты и выпуск», «Рынки и цены».
Первый раздел открывается статьей Р. Коуза «Природа фирмы». Хотя она уже знакома русскоязычному читателю,1 мы не могли не включить в выпуск, посвященный теории фирмы, статью, обогатившую экономическую науку концепцией трансакци-онных затрат. Именно возможность снижения трансакционных затрат интернализации трансакций и делает эффективной, как показал Коуз, замену рыночного обмена внутренней организацией, чем и объясняется существование фирм.
Отсюда то значение, которое придавал Коуз институционным аспектам рыночной экономики. В лекции при вручении ему Нобелевской премии Коуз, в частности, заметил: «Значимость институционных факторов в экономической теории стала ясной в современных событиях в странах Восточной Европы. Бывшие коммунистические страны хотят продвигаться по пути к рыночной экономике, их лидеры желают этого, но без соответствующих институтов никакая рыночная экономика не возможна. Если бы мы знали больше о нашей собственной экономике, мы могли бы оказать им большую помощь»? В то же время Коуз признал, что взаимодействие факторов, влияющих на смешанный характер современной рыночной экономики (иерархия и рынок), все еще недостаточно исследованы.
В следующей за статьей Р. Коуза статье О. Уильямсона концепция трансакционных затрат используется для выяснения природы вертикальной интеграции. «Неудачи рынка», как назы-
1См.: Коуз Р. Фирма, рынок и право. Нью-Йорк, 1991. 2Amer. Econ. Rev. 1992. Vol. 82, N 4. P.
714.
вает Уильямсон возможность снижения трансакционных затрат при замене рынка внутренней организацией, рассматривается им как важнейший фактор вертикальной интеграции производства.
Статья Г. Саймона дает представление о бихевиористской теории фирмы. Эта теория считает нереалистической гипотезу о максимизации прибыли как цели фирмы, лежащую в основе неоклассической теории.
«Удовлетворенность против максимизации» — гласит заголовок одного из разделов статьи Г. Саймона, и он как нельзя лучше характеризует отличие бихевиористской теории фирмы (и не только фирмы, но и индивидуума3) от господствующей в учебной литературе неоклассической (или, как ее называет автор следующей статьи Ф. Махлуп, маржиналистской) теории.
Последняя статья раздела представляет часть речи Ф. Мах-лупа на собрании Американской экономической ассоциации, президентом которой он был. Сопоставляя маржиналистскую, бихевиористскую и управленческую теории фирмы, Махлуп видит главную причину разногласий на смешении фирмы как теоретического конструкта и фирмы как эмпирической реальности и выступает (с теми или иными оговорками) в защиту неоклассической (маржиналистской) теории фирмы.
Второй раздел включает пять статей. Он открывается знаменитой статьей Дж. Вайнера, в которой впервые были представлены и исследованы кривые затрат, без которых не обходится теперь ни один учебник экономики, и сформулированы основные соотношения между ними. Статья знаменита и ошибкой, допущенной Вайнером при построении кривой средних затрат длительного периода. Готовя спустя 20 лет статью для переиздания, Вайнер ни на йоту не изменил первоначального текста. В дополнении, написанном в 1950 г., он подчеркнул: «Даже ошибка на рис. 4 оставлена без исправления, чтобы будущие преподаватели и студенты могли разделить удовольствие, испытанное их предшественниками, и снова указать на то...».4
А. Алчиан в статье «Затраты и выпуски» предложил альтернативную концепцию затрат, суть которой сводится к следующему. Прежде всего, затраты определяются в мере запаса, а не потока. Далее, в качестве характеристик производства исполь-
3См.: Simon H.: 1) A Behavioral Model of Rational Choice // Quart. Journ. Econ. 195. Vol. 79; 2) Models of Man.
New York, 1957. 4См. настоящее
издание, с. 128.
зуются помимо уровня выпуска (rate of output), как это принято неоклассической теорией, и полный предполагаемый объем выпуска (total contemplated volume of output), и календарный план выпуска (the programmed time shedule of output).
Статья А. Уолтерса, публикуемая с сокращениями, представляет эконометрический обзор производственных функций и функций затрат. Статья Р. Дорфмана — блестящий образец популярного, «нематематического представления» математического программирования. Она безусловно полезна для экономистов, недостаточно знакомых с математикой.
Статья Э. Чемберлина и материалы вызванной ею дискуссии полезны для лучшего понимания истории формирования современной теории производства.
Три статьи (Дж. Стиглера, Дж. Хикса и П. Самуэльсона), открывающие третий раздел, дают представление об эволюции теорий совершенной конкуренции, монополии и монополистической конкуренции и их месте в современной экономической теории.
Две статьи Дж. Стиглера посвящены теории олигополии. В первой из них исследуется проблема «верности» фирм тайному сговору (facit
collusion), при этом Стиглер использует подход, развитый им в ставшей знаменитой работе «Экономическая теория информации».
Вторая статья посвящена эмпирической проверке гипотезы о ломаной кривой спроса олигополиста. Проверка не подтвердила существования излома. Стиглер вернулся к этой проблеме спустя 30 лет. В статье, опубликованной в 1978 г.,5 он указал на ненужность концепции ломаной кривой спроса и ее непродуктивность, объяснив ее присутствие в стандартных учебниках консервативной ролью учебников в смене доктрин, людей субъективными факторами (следование авторитетам).
В статье К. Эрроу «К теории ценового приспособления» конкуренция рассматривается скорее как процесс (что характерно для экономистов австрийской школы), чем как ситуация (равновесная), к которой этот процесс сходится (что характерно для неоклассической теории).
Эрроу показывает, что в экономике, находящейся в состоянии неравновесия, все фирмы обнаруживают признаки монополистического или монопсонистического поведения, и они тем яв-
sStigler G. J. The Literature of Economics : The Case of the Kinked Oligopoly Demand Curve // Econ. Inquiry. 1978. Apr.
ственнее, чем выше степень неравновесия. В статье Эрроу оборот "surplus
value" переведен как «прибавочная ценность», хотя российские читатели «Капитала» привыкли к термину «прибавочная стоимость». Английское value
в изданиях «Экономической школы» традиционно переводится словом ценность, как было принято в русской литературе до 1930-х гг.8
В статье У. Баумоля и Р. Квандта исследуются эмпирические методы получения несовершенно оптимальных решений. Статья X. Лейбенстайна содержит первоначальную концепцию неалло-кативной или «Х-эффективности».
Экономическая теория, прежде всего микроэкономика, концентрирует внимание на аллокативной эффективности, т. е. на оптимальном распределении ресурсов, не учитывая того, что ее достижение требует со стороны фирмы дополнительных усилий по выявлению самой производственной функции, без представления которой аллокативная эффективность оказывается недостижимой.
Информационный аспект рыночной экономики послужил темой последней статьи сборника — статьи Дж. Стиглера «Экономическая теория информации», ставшей впоследствии основой особой, интенсивно развивающейся области экономической теории.
В. М. Гальперин
вСм.: Экономическая школа. 1993. Вып. 3. С. 19-20; Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. СПб., 1994. Т. 1. С. 312-314.
вернуться
Координация материалов. Экономическая школа
|