100 Hot Books (Амазон, Великобритания)



ПРЕДИСЛОВИЕ (Р. Де Джордж. Деловая этика, Экономическая школа, СПб, 2001 г. В 2-х т. 752 с.)
 
За много лет, прошедших с тех пор, как вышло первое издание этой книги, курсы деловой этики прочно вошли в учебные программы колледжей, школ бизнеса и подготовки магистров науки об управлении предприятием (МВА). Такие курсы получили распространение в пост-уотергейтскую эру, и пищей для них послужил целый ряд разоблачений, связанных со взяточничеством, подкупом, нелегальными взносами в политические фонды, авиационными катастрофами, продажей дефектных шин; автомобилей и других изделий. Консьюмеризм, т.е. движение в защиту интересов потребителей, все более громкие требования об усилении правительственного контроля, изменяющееся отношение множества людей к бизнесу и его социальной ответственности сделали проблемы деловой этики предметом всеобщего интереса и повседневной заботы. Этика бизнеса уже не рассматривается как логическая несообразность, а большинство крупных корпораций приняли меры к внедрению по крайней мере некоторых ее положений в свою практику.
Настоящая книга представляет собой попытку системного и, насколько это возможно, всеобъемлющего изложения этой дисциплины. Сначала рассматриваются методы логических рассуждений и аргументации в области этики, необходимые для анализа моральных аспектов бизнеса. Затем следует характеристика основных проблем нравственности экономических систем, особенно экономической системы Соединенных Штатов. Далее трактуется ряд современных острых моральных проблем бизнеса - от прав рабочих до законного использования компьютеров. Поскольку сам бизнес подвергся изменениям, в настоящем издании предпринята попытка отобразить порожденные этими изменениями нравственные проблемы, главные из которых представляют собой вопросы этики, проистекающие из информационной технологии и глобализации бизнеса.
Это не книга о морали вообще, ее содержание не сводится к набору примеров из жизни делового мира. В качестве учебной дисциплины этика имеет долгую и почтенную историю. Но чтобы вступить в сферу нравственной философии, студентам вовсе нет необходимости знать эту историю, незачем им также вникать во все спорные вопросы, которыми изобилует эта дисциплина. Проблемы морали стучатся в дверь, и люди должны взяться за их решение, используя для этого самые лучшие доступные им способы. Я поэтому пытаюсь ознакомить студентов с чисто технической стороной этики в таких пределах, какие им необходимы, чтобы сознательно оценивать моральные проблемы и принимать участие в бесконечной дискуссии о нравственных аспектах некоторых сфер общественной и деловой жизни. Задача моих первых глав чисто практическая, вот почему я либо вовсе игнорирую, либо лишь мимоходом затрагиваю некоторые теоретические проблемы, на которых сосредоточено внимание профессиональных представителей современной этической мысли. Полагаю, что студенты приступают к изучению курса этики бизнеса, уже имея довольно солидный нравственный багаж. Это не аморальные существа, которых надо превратить в людей нравственных, это нравственные люди, которым можно помочь глубоко осмыслить проблемы морали и убедительно, энергично отстаивать свои нравственные принципы. Настоящая книга показывает, как применять обычные нравственные принципы при анализе возникающих вопросов, проблем и конкретных примеров.
Традиционная трактовка этики носит индивидуалистический характер. Наши представления о нравственности, о моральных ценностях, о том, что достойно похвалы, а что заслуживает порицания, сложились главным образом на основе восприятия чело- века как существа нравственного. Мы знаем, что означает назвать человека нравственным или охарактеризовать его поступки как достойные похвалы. В данном издании к рассмотрению добродетели и нравов добавился анализ двух понятий, которые приобрели в последние годы все возрастающее значение. Ведь экономические системы действуют отнюдь не так, как отдельные люди: корпорации и страны функционируют лишь опосредованно, а именно через действия индивидуумов- посредников. Поэтому язык морали следует употреблять в высшей степени осторожно, когда дело выходит за рамки поведения и поступков отдельных лиц. Особые проблемы возникают при оценке нравственных аспектов деятельности корпораций, стран и целых народов - это проблемы смыслового значения моральных терминов, проблемы, которые следует не игнорировать, а глубоко уяснить, чтобы четко определить наши моральные позиции в этих вопросах.
Как я полагаю, нет большой нужды доказывать, что убийство - это зло, что воровство и ложь - это зло или что дискриминация прав человека по признаку пола, расы или вероисповедания безнравственна в бизнесе так же, как и в других сферах жизни. Чтобы делать такие заключения или обосновывать их, вовсе не нужен курс этики бизнеса. Однако ответы на многие вопросы, касающиеся этики бизнеса, далеко не ясны, и это относится, в числе прочих, к таким явлениям, как дискриминация наоборот, правдивость в рекламе, <сигнализаторство> и разглашение сведений. Эти проблемы требуют тщательного анализа, сопоставления соответствующих фактов с надлежащими принципами, чтобы прийти к обоснованным выводам. В американском обществе на некоторые из этих проблем точки зрения более ясны, а на другие менее определенны. Я постарался показать сложность каждой проблемы и сопоставить противоположные позиции по каждой из них. В тех случаях, когда я принимал чью- нибудь сторону, я объяснял почему: когда чей-либо аргумент был неубедителен, я показывал, в чем именно заключается его несостоятельность. По самым общим социальным проблемам никакие аргументы не могут быть окончательными, и я надеюсь, что студенты по прочтении данной книги проникнутся желанием и смелостью продолжить открытую дискуссию по этим вопросам.
Не думаю, что так уж просто выявить моральные проблемы в бизнесе, определить, какие действия там правомерны, а какие нет, и требовать, чтобы люди были всегда морально безупречны. Если практикуемые бизнесом методы безнравственны, если лю- ди сталкиваются с необходимостью жертвовать своей работой и своей безопасностью, чтобы выполнять свой нравственный долг, то такие методы следует изменить. Я поэтому попытался рассмотреть не только вопрос о том, какие нравственные требова- ния предъявляются человеку, работающему в фирме (рабочему, менеджеру или члену совета директоров), но также и другой вопрос, а именно какие организационные структуры благоприятствуют тому, чтобы человек мог принимать на себя моральную ответственность и выполнять свой нравственный долг. Вопрос о том, как реорганизовать фирмы таким образом, чтобы исключить необходимость <сигнализаторства>, столь же (если не более) настоятелен, сколь и вопрос о том, когда человек морально обязан <сигнализировать>.
Бизнес - это общественно полезная деятельность, и, подобно любому другому виду общественной деятельности, он не может функционировать, если не созданы определенные моральные предпосылки. Последние события в некоторых государствах бывшего Советского Союза четко это продемонстрировали. Я полагаю, что анализ этих предпосылок и свойственных обществу и бизнесу организационных структур, способствующих соблюдению принципов морали, представляет собой важный и часто упускаемый из виду аспект деловой этики. Вот почему я на каждом этапе данного исследования ставлю и пытаюсь разрешить не только вопрос о том, является ли тот или иной метод хозяйствования моральным или аморальным, но также и вопрос о том, ка- кие альтернативы можно и нужно противопоставить безнравственным методам. Нравственность отдельных лиц не следует отделять от моральных принципов деятельности предприятий и организаций; в этой книге я по мере возможности рассматриваю их в совокупности.
Каждую главу я начинаю одним или двумя примерами, характеризующими проблему, относящуюся к содержанию данной главы. Я включил также в ряд глав действительные, а иногда и придуманные примеры, чтобы проиллюстрировать опреде- ленные принципы, показать способы анализа нравственных проблем и сопоставить различные подходы к той или иной проблеме. Для тех, кто пожелает воспользоваться дополнительными примерами, ежедневные газеты поставляют обильный материал для анализа, содержат современные и специфические случаи возникновения нравственных проблем в мире бизнеса.
Хотя книга написана таким образом, что в ее главах последовательно развивается общая идея, каждую главу можно изучать самостоятельно. Те, кто хочет опустить анализ одних проблем и сосредоточиться на других, могут это сделать без ущерба для усвоения материала.
В конце каждой главы приводятся учебные задания и вопросы, которые в сжатом виде очерчивают материалы данной главы и могут быть использованы в качестве ориентира. Вопросы к каждой главе содержат также один или два кратких примера или контуры проблем, которые недостаточно четко представлены в главе и которые могут быть использованы для дискуссий, размышлений или для выполнения письменных заданий.
В каждом новом издании этой книги предпринимается попытка учитывать серьезные исследования, появившиеся за последние годы, а также соответствующие события, происшедшие в мире бизнеса и обществе. В данном издании книги мы продолжаем эту практику. Кроме того, что касается отдельных примеров и сносок, они во всех главах осовременены, а во многих случаях существенно пересмотрены. Чередование глав несколько изменено, а концептуальные проблемы корпораций и их ответственности я рассматриваю в отдельной главе. Я дополнил материал об информационной технологии и расширил трактовку вопросов, касающихся транснационального бизнеса. Несмотря на эти изменения, цели, подходы и сквозная тема остаются прежними. Американский бизнес можно сделать более нравственным. Данная книга представляет собой попытку помочь ее читателям поразмыслить над тем, каким образом осуществить эту задачу. Я хочу выразить благодарность следующим рецензентам за их полезные замечания относительно этого издания: Роберту Л. Каннингхему (Университет Сан-Франциско), Ричарду Л. Уилсону (Таусонский университет штата), Салли А. Дресдоу (Университет штата Висконсин в Грин-Бей) и Джою К. Бенсону (Университет штата Иллинойс в Спрингфилде).
 
Р.Т. Де Джордж
 






Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru