|
М.Блауг. 100 великих экономистов до Кейнса
Юм Давид (Hume David)
(1711- 1776)
Если есть хотя бы один экономист до Адама Смита, которого бы захотелось поставить впереди этого ученого по степени аналитической мощи, историческому охвату и удачному стилю, так это Давид Юм. Однако, он никогда не писал систематизированного трактата по экономике, ограничившись серией эссе по проблемам денег, населения и международной торговли; большинство его работ относятся к области философии, политики и истории. Тем не менее, эти эссе, опубликованные в книге «Рассуждения о политике» (Political
Discourses, 1752), имели в целом и в частности такое влияние на его личного друга Адама Смита, что они должны стоять в одном ряду с основными экономическими работами XVIII века. Вне всякого сомнения, они отличаются превосходным качеством, что делает их прочтение ценным даже сегодня.
Юм родился в 1711 году в Шотландии, получил домашнее образование, а также учился в Эдинбургском университете. После неудачного опыта работы на промышленника из Бристоля, он оставил Британию и длительное время пребывал во Франции, где почти завершил свою основную работу «Трактат о человеческой природе» (A
Treatise
of
Human
Nature, 1739). За исключением короткого периода службы в качестве домашнего учителя для шотландского дворянина, он провел остаток своей жизни в исследовательской работе. «Очерки на моральные и политические темы» (Essays
on
Moral
and
Political, 1741), «Исследование, касающееся принципов морали» (An
Inquiry
Concerning
the
Principals
of
Morals, 1751) и «Рассуждения о политике» (Political
Discourses, 1752) создали ему репутацию как философу, а «История Англии» (A
History
of
England, 1754-62) сделала столь же много для его становления как историка. Благодаря его глубокому скептицизму в отношении традиционной христианской аргументации в этике и теологии и его заметной склонности к «эмпирическому методу», легкая атмосфера скандальности окружала все его взгляды, так что, когда он скончался в присутствии Адама Смита и других друзей, на них было оказано существенное давление для получения свидетельства о том, что Юм на своем смертном одре сознался в вере в Бога и загробную жизнь. Адам Смит сопротивлялся этому нажиму и отрицал, что Юм отрекся от своего скептицизма в момент смерти.
Юму принадлежит три или, возможно, четыре особых вклада в экономическую мысль. Первым было его утверждение о так называемом «механизме денежного потока», которое представляло собой ответ на меркантилистское требование о поддержании постоянного положительного сальдо платежного баланса. Используя количественную теорию денег, согласно которой уровень цен в стране изменяется прямо пропорционально предложению денег и обратно пропорционально объему торговли, Юм показал, что приток золота вследствие превышения экспорта над импортом будет автоматически корректироваться за счет роста внутренних цен, тормозящего экспорт и стимулирующего импорт. В условиях свободной торговли платежный баланс любой страны со временем достигнет состояния равновесия, то есть международного распределения денег в соответствии с уровнем развития каждой страны. По причинам, до сих пор не вполне понятным, Адам Смит отказался упомянуть эту аргументацию Юма в своей атаке на доктрину меркантилизма. Тем не менее, механизм денежного потока стал важным элементом классической теории свободной торговли: он был изложен Рикардо, впоследствии развит Сениором и снова пересказан Джоном Стюартом Миллем*.
Нельзя сказать того же самого о защите Юмом того, что мы сегодня назвали бы «теорией ползущей инфляции». Конечно, он отрицал, что абсолютный размер национального предложения денег может как-либо изменять экономическую активность, но он считал, что постепенное увеличение предложения денег способно создать дополнительный объем выпуска и занятости. Представители классической экономической теории делали все возможное, чтобы игнорировать этот элемент воззрений Юма, поскольку он вступал в противоречие с их объявлением войны всем денежным панацеям и, как им казалось, имел привкус старых меркантилистских заблуждений.
Третий вклад — это идея о том, что существует неотъемлемая связь между ростом политической свободы в современных коммерциализированных обществах и индивидуализмом и политической децентрализацией, обусловленными ростом торговли и производства; короче говоря, политическая свобода вытекает из свободы экономической. Во всяком случае, для Адама Смита важность этого положения была настолько высока, что он цитировал его несколько раз.
Последним вкладом было известное утверждение в «Трактате о человеческой природе», что, говоря современным языком, «вы не можете выводить долженствование из существования» — все явления мира не могут привести вас к моральному или этическому утверждению. Именно это философское уточнение лежит в основе хорошо известного разделения между позитивной и нормативной экономической теорией, которое в явном виде появилось уже в 1830-х годах в трудах Сениора.
Литература
Е. Rotwein, Hume, David, International Encyclopedia of the Social Sciences, vol.6, ed. D.L. Sills (Macmillan Free Press, 1968); Editor's Introduction, David Hume: Writings on Economics, ed. E. Rotwein (University of Wisconsin Press, 1955).
вернуться Координация материалов. Экономическая школа
|