100 Hot Books (Амазон, Великобритания) 



Бейли Сэмюел

Bailey Samuel (1791 — 1870)

 

 

 

Сэмюел Бейли родился в Шэффилде в 1791 году и в возрасте 15 лет поступил на работу в семейную фирму по производству ножей, которую через 18 лет унаследовал от отца. Несмотря на руководство процветающим бизнесом, он находил время публиковать объемные работы по широкому кругу тем, начиная от политической экономии до политики, психологии, этики, логики и литературной критики. Он принимал активное участие в политической агитации, которая привела к принятию я о реформе парламентского представительства 1832 года, и почти победил в качестве кандидата на место в парламенте на выборах 1835 года. Даже в возрасте 75 лет он все еще публиковал работы по таким темам как очередность написания Шекспиром своих пьес.

 

В 1825 году, через два года после смерти Рикардо, он публикует «Критическую диссертацию о характере, измерениях и причинах ценности; особенно в отношении работ мистера Рикардо и его последователей» (A Critical Dissertation on the Nature, Measures, and Causes of Value; Chiefly in Reference to the Writings of Mr. Ricardo and his Followers), наиболее язвительную и разрушительную из всех атак современников на рикардианскую экономическую теорию. Большинство из разоблачений Бейли носили форму семантического анализа лингвистического стиля Рикардо, точно отмечали непоследовательное применение терминов и неосознанный переход от одного значения конкретного термина к другому. Бейли проследил всю путаницу у Рикардо, возникшую из-за веры последнего в понятие абсолютной ценности — отказ признать, что ценность всегда представляет собой отношение между двумя товарами при обмене, — и связанные с этим поиски неизменного стандарта ценности, который каким-то образом указал бы нам, в каком из товаров происходит изменение ценности, когда обменное соотношение между двумя товарами изменяется. Бейли проницательно понял то, что не заметил никто до него, а именно, что теория ценности Рикардо действует не всегда; она имеет дело с измерением ценности товаров во времени, а не в пространстве; короче говоря, имеют место сравнения ценности между различными промежутками времени, а не внутри этих промежутков. Бейли отвергал саму возможность установить любую удовлетворительную меру ценности как в рикардианском смысле, так и в обычном значении этого термина. Что касается «причины» ценности в отличие от ее «меры», он отрицал, что ею был труд, утверждая вместо этого, что ею является уважение, которым пользуются товары: «Ценность... означает, строго говоря, эффект, производимый на ум человека». Его фундаментальная критика трудовой теории ценности, много раз повторенная с тех пор, состоит в том, что сама идея трудовых затрат как источника ценности ведет к порочному кругу: говорят, что ценность определяется рабочим временем, но ценность рабочего времени, в свою очередь, сама зависит от количества труда, требующегося для производства товаров, приобретаемых на заработную плату, чья ценность в свою очередь..., и так до бесконечности.

 

Только в заключительной главе своей книги Бейли переходит от толкований Рикардо к чему-то напоминающему критику всей структуры системы Рикардо. Его метод заключается в защите тройственной классификации товаров в соответствии со «степенью конкуренции». Во-первых, существуют «монополизированные товары». Эта категория, в свою очередь, разбивается на чистую монополию и несовершенную конкуренцию, в зависимости от того, равна ли эластичность предложения нулю или находится между нулем и единицей. Во-вторых, существуют товары, которые могут быть произведены только с растущими затратами, такие как пшеница, уголь, металлы и другие основные товары. Растущие затраты всегда возникают в силу ограниченности предложения специализированных факторов производства, и собственники этих специализированных факторов требуют ренту, которая совершенно аналогична повышенной зарплате квалифицированного ремесленника. Третья категория включает те товары, которые производятся при постоянных затратах в условиях совершенной конкуренции, для объяснения которой и создана рикардианская теория ценности. Но даже здесь труд — не единственное, что определяет цены. Не только труд, который неоднороден по своему качеству, но и риски, возникающие при привлечении капитала, и премия, которая должна быть заплачена за преодоление того, что позднее назовут временным предпочтением («мы обычно предпочитаем, — говорил Бейли, — удовольствие или наслаждение в настоящем тому же самому в будущем, при условии их аналогичности во всех остальных отношениях»), — все это приводит к тому, что ценность товара становится выше затрат его производства в терминах рабочего времени. Более того, сырье, которое идет на производство этой третьей категории товаров, часто попадает в первые две категории. И вместо «защиты от конкуренции», воздействующей только на малую часть совокупного объема обмениваемых товаров, как провозглашал Рикардо, ценность большинства товаров на самом деле зависит от низкой «степени конкуренции».

 

Влияние «Критической диссертации» Бейли было значительным, что подтверждается рядом ссылок на него в эпоху, не отличающуюся доверием к источникам. The Westminster Review опубликовал резкий анонимный выпад против этой книги, который почти наверняка был написан Джеймсом Миллем, отцом Джона Стюарта Милля. Мак-Куллох, Торренс и Тук — все они цитировали эту книгу, и не только для того, чтобы ее опровергнуть, а Сениор не только цитировал ее, но и одобрил обобщение Бейли концепции земельной ренты как исключительное «достижение далеко идущего значения», также как и его теорию прибыли как платежа за отказ от будущих благ в пользу настоящих. Только потому, что Джон Стюарт Милль умышленно не упоминал Бейли в своих известных «Принципах политической экономии» (Principles of Political Economy, 1848), последующие поколения должны были открывать для себя Бейли как отвергнутого автора.

 

Литература

 

R.M. Rauner, Samuel Bailey and the Classical Theory of Value (G. Bell, 1961).

Samuel Hollander. SAMUEL BAILEY AND THE QUESTION OF HIS

“INFLUENCE”: A SKEPTICAL VIEW

C. W. Mixter. Samuel Bailey on Appreciation

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru