100 Hot Books (Амазон, Великобритания)
Сен-Симон Клод Анри де Рувруа
Saint-Simon Claude Henri de Rouvroy (1760 — 1825)
Все слышали о Сен-Симоне, но очень немногие когда-либо его читали; это неудивительно, ведь он так и не написал ни одной крупной работы, выдержавшей испытание временем, а его бесчисленные статьи и очерки перемещались с умопомрачительной скоростью из одного забытого издания в другое, страдая отсутствием упорядоченности, логичности и ясности. Тем не менее, у него нашлись последователи, которые систематизировали его идеи и придали им новую форму, особенно работавший в одно время с ним Огюст Конт, и на какое-то время в 1830-е и 1840-е годы в ряды движения, связанного с его именем, встали многие выдающиеся молодые интеллектуалы того времени, в том числе Томас Карлейль и Джон Стюарт Милль. Позднее Карл Маркс критиковал Сен-Симона вместе с Оуэном и Шарлем Фурье (1772-1837) как «социалистов-утопистов». Термин «утопист-реформатор» мог бы лучше охарактеризовать позицию Сен-Симона, который никогда не присоединялся к идеям коллективизации средств производства и надеялся на то, что правители отдадут свою власть добровольно после того, как убедятся в неизбежности социальных перемен.
В основе всех работ Сен-Симона, которые эффективно распространялись по всей Европе несмотря на то, что они были трудны для понимания, лежали три сильных идеи. Первая идея — осведомленность об уникальной научной и технической революции его времени (он придумал термин «индустриализация»), возможности которой он оценивал лучше, чем большинство его современников. Он проектировал будущее общество, в котором бедность и война будут искоренены посредством крупномасштабной индустриализации под плановым научным руководством ученых, инженеров и руководителей предприятий. Вторая идея — мнение о том, что методы естественных наук можно расширить применительно к социальной сфере, и что этой «позитивной науке», как он ее называл, можно учить массы; таким образом, она может служить новой секулярной религией для объединения общества. Третья идея состоит в том, что история характеризуется определенными стадиями развития, которые по существу носят идеологический характер. Так, греко-романская цивилизация имела политеистическую религию, рабовладельческую экономику и монолитное политическое устройство.
Такая система была вытеснена в средние века католицизмом, феодальными отношениями собственности и децентрализованным политическим контролем. Затем, в XV веке, началась новая эпоха, основанная на науке, промышленности и парламентской демократии. Его собственные усилия были направлены на завершение этой третьей стадии истории посредством управленческой и идеологической революции, предназначенной освободить производительные силы. Все это представляло собой искаженную мешанину идей, которая, тем не менее, оказала чрезвычайно сильное влияние на интеллектуальный климат Европы во второй четверти XIX века.
Он родился в Париже в 1760 году в семье деклассированного дворянина, и в течение своей жизни занимался разнообразными видами деятельности, побывав солдатом, борющимся за американскую революцию, и спекулянтом конфискованными церковными землями. Он был заключен в тюрьму в период террора 1793-94 годов и едва избежал смертного приговора. Накопив значительное состояние в качестве спекулянта, он за 10 лет промотал свои деньги, и в период с 1804 года до самой смерти в 1825 году кое-как сводил концы с концами, работая журналистом и памфлетистом.
После смерти его последователи продолжали развивать его идеи, но вскоре выродились в религиозную секту, которая была разогнана властями.
Литература
M.V. Martel, Saint-Simon, International Encyclopedia of the Social Sciences, vol. 13, ed. D.L. Sills (Macmillan Free Press, 1968); K. Taylor, Henry Saint-Simon (Croom Helm, 1975).
Вернуться
Координация материалов. Экономическая школа