100 Hot Books (Амазон, Великобритания)
ОДНОРОДНЫЕ ПРОДУКТЫ (homogeneous products) — любые идентичные блага, предлагаемые на рынке конкурирующими производителями. При полной осведомлённости покупатели будут рассматривать эти продукты как совершенные заменители и не будут отдавать предпочтение продуктам конкретных производителей. Однородность продукта вынуждает производителей назначать за него единую цену.
См. совершенная конкуренция, дифференциация продукта.
Монополистическая конкуренция, структура рынка
СТРУКТУРА РЫНКА (market structure) — способ организации рынка. Теория рынков сосредоточивается главным образом на тех аспектах структуры рынка, которые оказывают значительное влияние на поведение фирм и покупателей, а также на действенность рынка. Структурные особенности, имеющие стратегическое значение для рыночного поведения, включают в себя:
(а) степень концентрации продавцов и концентрации покупателей, определяемую числом продавцов и покупателей (много ли их на рынке, мало или только один) и их относительными долями в общем объёме продаж;
(б) условия входа на рынок (степень преимущества закрепившихся фирм над потенциальными конкурентами, обусловленная барьерами входа);
(в) характеристики производимого продукта (недифференцированный или дифференцированный продукт, см. дифференциация продукта);
(г) степень участия фирм в производстве ресурса для своей продукции или в организации её продажи (вертикальная интеграция);
(д) способность фирм действовать не на одном, а на нескольких рынках (диверсификация).
Структура рынка, в свою очередь, влияет на рыночное поведение и действенность рынка.
См. показатели концентрации, парадигма «структура рынка—поведение—результативность», совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
РЫНОЧНАЯ СИЛА или РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ (market power) — способность фирмы определять цену предложения и условия продажи своего продукта без непосредственной реакции со стороны конкурентов. Рыночная сила несёт в себе определённую опасность эксплуатации потребителя производителем. Проявление рыночной силы обычно связывают с олигополией или монополией.
См. также управляемая цена, политика в отношении конкуренции, концентрация продавцов, условия входа.
ВЕХИ, том пятый, теория рынков
Жан Тироль. Дифференциация продукта
В.М.Гальперин. Гл.12 Дифференциация продукта и монополистическая конкуренция
Дональд Хей,
Дерик Моррис. Глава 4. Дифференциация продукта
Вернуться
Координация материалов. Экономическая школа