100 Hot Books (Амазон, Великобритания)
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
(human capital) — та часть человеческих знаний, которая является условием производственной деятельности. База знаний страны пополняется путём исследований, и знания распространяются через всеобщее образование и профессиональную подготовку, инвестиции в человеческий капитал позволяют создать новую, технически усовершенствованную продукцию и новые производственные процессы, что повышает экономическую эффективность и может быть столь же значимо для экономического роста, сколь и физический капитал.
См. экономическое развитие.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ (human capital) – сущностью человеческого капитала являются инвестиции в человеческие ресурсы с целью повышения их производительности. Затраты осуществляются в ожидании будущих выгод — отсюда и термин «инвестиции в человеческие ресурсы». Как и в случае с любыми другими инвестициями, возникает вопрос: являются ли они экономически целесообразными? Ответ на этот вопрос зависит от того, будут ли доходы в достаточной степени превосходить затраты и удовлетворяются ли стандартные инвестиционные критерии (investment criteria). Существует прямая аналогия между инвестициями в человеческий и физический капитал, однако есть и различия. В частности, человеческий капитал не может являться обеспечением при займе, так как он не может быть продан. Кроме того, индивид не может распределить или диверсифицировать свой риск, как это может сделать владелец физического капитала. За исключением этих факторов, человеческий и физический капиталы очень близки по своей природе, например, человеческий капитал, также как и физический, подвержен обесцениванию (depreciation).
Концепция капиталовложений человека в самого себя имеет очень широкую область применения. Она относится не только к инвестициям в среднее и высшее образование, обучение без отрыва от производства, но также и к инвестициям в дошкольное воспитание в семье, приобретение хорошего здоровья и получение информации о рынке труда в процессе поиска работы.
Теория человеческого капитала является основой многих достижений в современной экономической науке и предлагает одно из главных объяснений дифференциации заработной платы по возрасту и профессиям, неравномерному распределению безработицы по уровням квалификации, практике регулирования производственных обязанностей профсоюзами и т.д., а также вносит вклад в политику принятия решений в области, скажем, распределения ресурсов на образование и профессиональную подготовку.
См.:
Becker, G., Human Capital, National Bureau of Economic Research (1964).
Human Capital by Gary S. Becker
Блауг М. Методология экономической науки, Глава 13. Теория человеческого капитала
Theodore W. Schultz. Education, Income, and Human Capital (p. 295 - 306)
В.М.Гальперин, 13.3, Человеческий капитал
Дифференциация заработной платы, В.М.Гальперин о природе капитала, В.М.Гальперин о дифференциации доходов
Вернуться
Координация материалов. Экономическая школа