100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





Боулдинг Кеннет Эварт

Воиlding Кеппеth Еwart (1910 — 1993)

 

 

Творчество Боулдинга на всем протяжении его долгой карьеры способствовало расширению предмета экономической теории и созданию некоей единой общественной науки, в которой традиционная экономика была бы лишь частью, хотя и весьма важной. Он родился в Ливерпуле, Англия, в 1910 г., в глубоко религиозной методистской1 семье, но в молодости присоединился к движению квакеров2 и всю свою жизнь оставался пылким, хотя и неортодоксальным христианином. Он поступил в Оксфордский университет

в 1928 г., окончил его в 1931 г. и сразу же — а было ему всего двадцать два года — опубликовал свою первую статью по

экономике в престижном Economic Journal, который редактировал Кейнс. Затем исследовательский грант увлек его на другую сторону Атлантики, где он провел два плодотворных года в Чикаго и Гарварде. Проработав некоторое время в Эдинбургском университете, он вернулся на постоянное жительство в Америку, где стал преподавать в Университете Колгейта, штат Нью-Йорк (1937-41), Университете Фиска (1942-43), Колледже штата Айова и Университета Макгилла, Канада (1943-49), Университете Мичигана (1949-77), и, наконец, с 1977 г. — в Университете Колорадо, откуда и ушел на пенсию в 1980 г. В Университете Колгейта он опубликовал «Экономический анализ» (Economic Analysis, Harper, 1941; 4-е изд., 1966), вводный учебник, первая половина которого замечательна тем, что в ней демонстрируется, насколько далеко можно продвинуться в экономической теории, не используя никаких концепций кроме спроса и предложения. Странно, но в первом издании книги имя Кейнса даже не упоминается; оно появляется лишь во втором издании, опубликованном в том же году, что и более известная книга Самуэльсона «Экономика: вводный курс» (Economics: An Introductory Analysis, 1948). Книга «Экономический анализ» выдержала несколько переизданий и обрела свою окончательную форму в четвертом издании 1966 г., в котором Боулдинг, как и Самуэльсон до него, претендовал на гармоничный и прочный синтез кейнсианской и неоклассической экономической теории.

 

Во время второй мировой войны Боулдинг твердо придерживался идей пацифизма, и потому был вынужден уйти с занимаемой им в то время должности экономиста в секции экономики и финансов Лиги наций в Принстоне (1941-42). По окончании войны увидела свет книга «Экономическая теория мира» {The Economics of the Peace, Prentice-Hall, 1945), первая из целой серии книг, отличающихся характерным стилем Боулдинга — использованием простых моделей как метафор для изложения широких тем, расширяющим сами границы экономической науки. В работе «Перестройка экономической теории» (A Reconstruction of Economics, Wiley, 1950) автор пошел по новому теоретическому пути, сосредотачиваясь в большей степени на запасах, чем на потоках; в большей степени на активах, чем на доходах; в большей степени на долях заработной платы и прибыли в национальном доходе, чем на ценах труда и капитала. Книга осталась незамеченной, будучи слишком оригинальной и слишком расходящейся с кейнсианской модой того времени.

 

За год до этого он получил медаль Джона Бэйтса Кларка Американской экономической ассоциации, которой ежегодно удостаивался «американский экономист моложе сорока лет, сделавший общепризнанный вклад в развитие экономической мысли». Получив официальный «пропуск» в первые ряды выдающихся экономистов эпохи, он в своих исследованиях стал все дальше отходить от традиционной сферы интересов экономической науки. Книга «Организационная революция» (The Organizational Revolution, Harper, 1953) была совершенно нестандартной работой, в которой главным образом рассматривались этические проблемы большого бизнеса. Книга «Образ» (Image, University of Michigan Press, 1961) явилась вкладом в философию общественных наук. В ней исследовались образы, которые мы вызываем в своем воображении, занимаясь изучением общественного поведения. Далее последовали книги «Конфликт и защита: общая теория» (Conflict and Defence: A General Theory, Harper & Row, 1962), «Значение двадцатого века» (The Meaning of the Twentieth Century, Harper & Row, 1965) и «Экодинамика» (Ecodynamics, Sage, 1978). Все они отражали его неизменное стремление интегрировать экономическую концепцию ценового равновесия с биологической концепцией экологического равновесия. Его статья 1966 года «Экономическая теория звездолета «Земля»» (The Economics of the Spaceship Earth // Environmental Quality in a Growing Economy, ed. H. Jarrett, Johns Hopkins University Press), с впечатляющим представлением планеты Земля в виде закрытой системы, возможно, в большей степени, чем любая другая публикация, способствовала бурному развитию экономики окружающей среды в конце 1960-х гг. Позднее Боулдинг занялся в университете Колорадо написанием работы «Предисловие к экономической теории даров: экономика любви и страха» (A Preface to Grants Economics: The Economy of Love and Fear, Praeger, 1981). «Система обмена», которой занимается стандартная экономическая теория, утверждал Боулдинг, является лишь одним из трех основных способов организации общественной жизни. Другие два — это «система угроз» в виде войн и «объединяющая система» [integrative system] экономики благотворительности [grants economics] — односторонних актов передачи денег, товаров и услуг в виде государственных трансфертных выплат, наследств, благотворительных пожертвований и т.п. При этом подобные односторонние дары не являются исключением, они, скорее, представляют собой обязательное дополнение к двусторонним трансфертам «системы обмена». Их роль в современном хозяйстве и исследует экономическая теория даров.

 

Научное наследие Боулдинга огромно: более дюжины книг и более тысячи статей. Его «Собрание сочинений» (Collected Papers, ed. F. R. Glahe и L. Singell, Colorado Associated University Press, 1971, 1973, 1974,1975) составляет пять томов, и еще осталось немало мелких работ, которые вошли в шестой том: «Бестии, баллады и боулдинки» (Beasts, Ballads, and Bouldingisms, ed. R. P. Beilock, Transaction Books, 1980). Несмотря на часто проявляемое неуважительное отношение к стандартной экономической науке, в 1968 г Боулдинг был выбран президентом Американской экономической ассоциации. Он был также президентом Общества исследований по общей теории систем с 1955 по 1959 гг. и Ассоциации исследователей экономики благотворительности с 1970 по 1989 гг. Однако он заплатил высокую цену за широту своих интересов: коллеги-экономисты уважали его, любили его стихотворные опусы (которые он не переставал писать всю свою жизнь), но редко читали его книги с тем вниманием, которого те заслуживают. До сегодняшнего дня он остается Великим Аутсайдером среди современных экономистов, а его работы — гласом вопиющего в пустыне. Может быть, во всех его новаторских работах в области общей теории систем, экологических взаимодействий и т.п. его идеям не хватало связи с текущими проблемами и запаса пригодных для исследования гипотез, позволяющего образовать научную школу.

 

Литература

 

К. Е. Boulding, Kenneth Е. Boulding, в кн. A Biographical Dictionary of Dissenting Economists под ред. P. Arestis и M. Sawyer (Edward Elgar, 1992); К. E. Boulding, From Chemistry to Economics and Beyond, в кн. Eminent Economists: Their Life Philosophies под ред. M, Szenberg (Cambridge University Press, 1992).

 

С. E. Kerman, Creative Tension: The Life and Thought of Kenneth Boulding (Basic Books, 1974), ch. 5; L. Silk, The Economists (Basic Books, 1974), ch. 5; A. Rappoport, Boulding, Kenneth Ewart, в кн. J. Eatwell, M. Milgate и P. Newman, The New Palgrave: A Dictionary of Economics, vol. 1 (Macmillan, 1987).

 

Литература на русском языке

 

Боулдинг К. Э. Экономическая наука и социальные системы // Панорама экономической мысли конца XX столетия. Под ред. Д. Гринауэя, М. Блини, И. Стюарта. Пер. с англ, под ред. В. С. Автономова. Том 2. СПб.: Экономическая школа. 2002.

 

 

 

________________

1 Методисты — протестантская конфессия, корни которой уходят к деятельности братьев Джона и Чарльза Уэсли (XVIII в.), которые

возглавляли небольшую группу студентов в Оксфордском университете. Члены группы считали самым важным личное благочестие (изучение Библии, молитвы) и дела милосердия (служение ближним, помощь нуждающимся и т.д.), чем и занимались по строгим ежедневным расписаниям, за что были прозваны «методистами». — прим. ред.

2 Квакеры — конфессия, зародившаяся среди английских протестантов в XVII в. и связанная с именем Дж. Фокса. Согласно

убеждениям квакеров, у каждого человека в душе есть «внутренний свет», «божественная искра», и Господь обращается напрямую к человеку через этот внутренний голос. Квакеры отказались от всех религиозных обрядов, от поддержки государственной церкви, боролись против любого неравенства людей. — прим. ред.

 

 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru