100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





ФИРМА, или КОМПАНИЯ, или ПОСТАВЩИК (firm or company or supplier) — производительная единица, преобразующая факторы расхода в обладающие более высокой ценностью промежуточные и конечные товары или услуги. Фирма, или предприятие, — основная производственная единица и важнейший элемент теории рынка, которая служит для объяснения того, как фирмы взаимодействуют и как их решения по ценообразованию и выпуску влияют на рыночное предложение и цену (СМ. теория фирмы, теория рынков).

 

Имеются следующие организационно-правовые формы фирм:

 

(а)     индивидуальное частное предприятие — фирма, которой владеет или управляет один человек, т. е. такой тип предприятия, который наиболее близко стоит к понятию «фирмы» в экономической теории;

 

(б)     товарищество — фирма, которой владеют и управляют два или более человека, состоящие между собой в соглашении;

 

(в)     акционерная компания — фирма, которой владеет группа держателей обыкновенных акций 1, образующих капитал компании (см. кооператив).

 

Имеются следующие экономические формы фирм:

 

(а)     горизонтальная фирма — фирма, занятая единственным видом производственной деятельности, например сборкой автомобилей;

 

(б)     вертикальная фирма— фирма, осуществляющая два или более вертикально связанных между собой вида деятельности, например изготовление узлов автомобилей (сцепления, стального каркаса) и сборку автомобилей;

 

(в)     диверсифицированная фирма, или конгломерат, — фирма, занятая несколькими не связанными между собой видами производственной деятельности, например сборкой автомобилей и выпечкой хлеба.

 

См. горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция, диверсификация.

П. Милгром, Дж. Робертс Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. / Пер. с англ. И.В. Розмаинского, Д.Е Тетерина, К.А. Холодилина под редакцией И.И. Елисеевой и В.Л. Тамбовцева — СПб. : Экономическая школа, 1999. — т. 1 – 472 с., т. 2 – 424 с. Глава 16. Границы и структура фирмы

Хей Д., Моррис Д. Теория организации промышленности:/Пер. с англ. под ред. А.Г.Слуцкого. СПб.:Экономическая школа, 1999. В 2 т. т.1. - 384с., т.2. - 592с. Глава 9. Фирма: цели, организация и управление

 

КОНСОРЦИУМ (consortium) — временная группировка самостоятельных фирм, организаций и государства, создаваемая для объединения их ресурсов и опыта или для осуществления какого-либо проекта, например программы крупномасштабного строительства или создания самолёта, либо для объединения их средств при совершении оптовых закупок факторов производства.

 

 

НАКЛАДНАЯ (delivery note) — документ, посылаемый потребителю поставщиком в момент поставки продукции, в котором указан физический объём поставляемой продукции. После него потребителю обычно отсылается счёт-фактура, в котором указывается денежная стоимость поставляемой продукции.

Ср. банковская выписка

 

 

ЭКСПЕДИТОРСКАЯ ФИРМА (feright forwarder or ferwarding agent) — фирма, специализирующаяся на перевозке товаров с фабрики, склада и т. п. непосредственно потребителю (в случае внутренних перевозок) и в морские порты, аэропорты и т. д. (в случае, когда товары идут на экспорт). В последнем случае экспедиторская фирма оформляет также документацию, требуемую таможенными властями, и учётные документы.

 

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

 







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru