Четвертый выпуск серии "Вехи экономической мысли" представляет собой сборник из 18 статей, в которых представлена как "экономика благосостояния", так и теория общественного выбора (public choice). Такая "смесь" более всего подходит для отражения двух подходов к микроэкономическому анализу роли государства. Первый из них, берущий свое начало от А. Пигу, рассматривает государство как корректора рыночных провалов, нацеленного в своих действиях на максимизацию общественного благосостояния (государство как "благонамеренный деспот"). Его философия достаточно проста: если рынок почему-либо не вытягивает общество на парето-эффективное состояние, то за него это делает государство. В этом случае государство изначально наделяется как способностью эффективно "поправлять" рынок, так и нацеленностью на такой результат. Последнее позволяет утверждать, что здесь мы имеем дело с нормативной трактовкой государства ("государство делает то, что оно должно делать").
Теория общественного выбора демонстрирует принципиально иную установку. Она исследует не то, что государство якобы обязано делать в силу благих пожеланий экономистов или политиков, а то, что как оно поступает в действительности. Государству не вменяется никакой цели (целями, с точки зрения адептов этой теории, обладают только индивиды); оно просто является объектом исследования экономистов в качестве особого инструмента, который эгоистические индивиды, так или иначе, используют в своих интересах. Реальные политические действия (в том числе разнообразные государственные интервенции в рыночную среду), лишены здесь некой "изначальной благодати", а их характер определяется как результирующий вектор борьбы и кооперации эгоистических интересов отдельных людей. В этом случае мы имеем дело с позитивистской трактовкой государства ("государство делает то, что оно делает").
Статья Р. Липси и К. Ланкастера "Общая теория второго лучшего" (1956 г.) относится к тем немногим работам, которые постоянно цитируются, несмотря на то, что со времени их написания прошло достаточно много лет (в данном случае - около полувека). "Общая теория второго лучшего утверждает, что если одно из условий паретианского оптимума не может быть выполнено, ситуация второго лучшего оптимума достигается только через отклонение от всех прочих условий оптимума". В результате оптимальной политикой была провозглашена "поэтапная политика второго лучшего" (piecemeal second-best policy). В соответствии с ней, государство "нащупывает" и вводит оптимальные отклонения от парето-эффективности в тех секторах экономики, где она возможна, в случае, когда достижение парето-эффективности невозможно хотя бы в каком-то одном из секторов.
В статье Д. Мюллера, Р. Толлисона и Т. Виллета "Утилитаристский контракт: обобщение теории справедливости Роулза" (1974 г.) В ней развивается понятие утилитаристского контракта в связи с известными публикациями американского философа Д. Роулза. "Мы рассматриваем утилитаристский контракт, - пишут они, - как мост, соединяющий чистые или наивные утилитаристские теории, воплощенные в принципе средней полезности, и контрактрианские теории Роулза, Руссо и Канта. Он утилитарен в том, что он основывается на коэффициентах полезности (хотя они несущественны) и ищет выбор, дающий максимум для всех индивидов, хотя и не простую среднюю. Однако, он контрактарианский в осуществлении оптимального выбора при единодушном согласии всех сторон в исходном положении". Статья наглядно демонстрирует, что теория справедливости Роулза не оставила равнодушной экономистов. Заслуживает ли сама теория справедливости того внимания, которое ей уделяют, наверное, покажет время.
Индийский экономист Амартия Сен в своей работе "Свобода, единогласие и права" (1976 г.) дает полный обзор тех дискуссий, которые развернулись после доказательства им так называемой "невозможности паретианского либерала". Суть позиции самого Сена лучше всего сформулировал он сам: "-Я затронул более общий вопрос: дает ли само по себе множество индивидуальных предпочтений, независимо от стоящей за ними мотивации, достаточно оснований для вынесения общественных суждений, касающихся таких вопросов, как свобода? Я попытался показать, что не дает". И далее он формулирует следующий вывод: "Так же, как вопросы равенства и справедливости требуют сравнения благосостояния разных людей, обсуждение свободы заставляет нас исследовать мотивацию, стоящую за предпочтениями".
Работа Сена завершает раздел "Благосостояние, эффективность и справедливость". Следующий раздел "Внешние эффекты и общественные блага" открывает еще одна работа Ф. Батора "Анатомия провала рынка" (1958 г.). Как и предыдущая статья Батора, она обобщает все, что к тому времени было наработано в неоклассической теории (в так называемом "мэйнстрим") по этой проблеме. Легко заметить, что с тех пор к рассматриваемому в статье перечню провалов рынка добавилась только асимметричная информация.
Одна из первых статей по проблеме асимметричной информации была написана К. Эрроу в 1963 г. Она рассматривает услуги здравоохранения, где эта особенность информации проявляется очень ярко. Эрроу еще не пользуется этим термином, но пишет он именно о ней, что становится абсолютно ясно хотя бы из следующего отрывка:
"Существует особое свойство неопределенности: она очень различна для разных сторон сделки. Поскольку медицинские знания очень сложны, информации, как о последствиях, так и о возможностях лечения, которой владеет врач, непременно намного больше, чем у пациента, или, по крайней мере, в это верят обе стороны. Кроме того, обе стороны осведомлены об этом информационном неравенстве, и их отношения окрашиваются этим знанием".
Раздел "Теория общественного выбора" начинается с обзорной статьи одного из основателей этой теории Дж. Бьюкенена. Ее прочтение позволяет убедиться, что школа общественного выбора на самом деле не строит иллюзий относительно мотивов политического поведения индивидов. В этом смысле для нее политика - это действительно "политика без романтики" (то есть без идеализации намерений государства в силу распространения на политиков и бюрократов модели поведения, характеризующей "экономического человека").
В статье другого экономиста, стоявшего у истоков теории общественного выбора. - Г. Таллока, впервые обнаружено и описано такое явление, которое позднее будет названо поиском ренты (rent-seeking). Работа вышла в свет в 1967 г., но до сих пор практически каждая публикация по проблеме поиска ренты не обходится без ссылки на нее.
Дж. Бьюкенен и Дж. Бреннан стремятся разработать актуальную для теории общественного выбора систему институциональных ограничений для стремящегося к расширению бюджета государства. Не случайно написанная ими в 1977 г. работа носит название "К налоговой конституции для Левиафана". Завершают представление теории общественного выбора три работы американского экономиста В. Нисканена. В них он последовательно развивает и модифицирует экономическую теорию бюрократии, которая, вероятно, представляет наибольший интерес для российского читателя в силу известных особенностей страны его проживания. До Нисканена никто не пытался посмотреть на поведение бюрократии и ее организаций (бюро) глазами экономиста. Применив методологический индивидуализм к анализу бюрократии Нисканен построил модели поведения бюро. Сначала, в первой работе ("Особая экономика бюрократии", 1968 г.) он опирается на максимизацию бюджета как целевую функцию бюро. На этот выводе Нисканена, в частности, основывались Бьюкенен и Бреннан (см. выше), разрабатывая свои предложения по обузданию государства-Левиафана. В последующих работах Нисканен несколько модифицировал свою концепцию бюрократии. В статье "Бюрократы и политики" (1975 г.) он утверждает, что бюрократия в качестве своей цели преследует не максимизацию бюджета в целом, а максимизацию так называемого "дискретного бюджета", т.е. той его части, которой она распоряжается более или менее произвольно, неподконтрольно спонсору в лице политиков. В заключительной статье Нисканена "Пересмотр" (1993 г.) им выделяется общее и различие в раннем и более позднем подходах к рассмотрению бюрократии и ставятся задачи для дальнейшего исследования ее поведения методами экономической науки.
А.П.Заостровцев
Том четвертый
Предисловие
I. БЛАГОСОСТОЯНИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Джон Р.Хикс.Основания экономики благосостояния
Френсис М.Батор.Простая аналитика максимизации
благосостояния
Р.Дж.Липси и Келвин Ланкастер.Общая теория
второго лучшего
Пол Э.Самуэльсон.Общественные кривые безразличия
Деннис С.Мюллер, Роберт Д.Толлисон, Томас Д.Виллетт.Утилитаристский контракт: обобщение теории
справедливости Роулза
Амартия К.Сен. Свобода, единогласие и права
II. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА
Френсис М.Батор.Анатомия провала рынка
Кеннет Дж.Эрроу.Неопределенность и экономика
благосостояния здравоохранения
Стивен Н.С.Чюн. Басня о пчелах:
экономическое расследование
Пол Э.Самуэльсон.Чистая теория общественных расходов
Лейф Иохансен.Некоторые заметки по поводу
предложенной Линдалем теории определения
государственных расходов
Т.Николаус Тайдман и Гордон Таллок. Новый и лучший
процесс осуществления общественного выбора
III. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА
Джеймс М.Бьюкенен. Политика без романтики:
краткое изложение позитивной теории общественного
выбора и ее нормативных условий
Гордон Таллок. Потери благосостояния от тарифов,монополий и воровства
Джеффри Бреннан и Джеймс М.Бьюкенен. К налоговой
конституции для Левиафана
Вильям А.Нисканен.Особая экономика бюрократии
Вильям А.Нисканен. Бюрократы и политики
Вильям А.Нисканен. Пересмотр
Титулы и выходные данные