Пятый выпуск серии "Вехи экономической мысли" представляет собой сборник из 20 статей, в которых представлена "теории отраслевых рынков"- Industrial Organization (США), Industrial Economics или Economics of Industry (Великобритания)
Выпуск посвящен памяти В.М.Гальперина.
Сборник, прежде всего, ориентирован на преподавателей теории отраслевых рынков и микроэкономики. Если преподавание предполагает использование "надводной" части "айсберга" знаний, то сборник, вероятно, позволит увеличить "подводную" массу, тем самым, повышая запас "устойчивости" и психологического комфорта преподавателя.
В то же время любая из статей может служить отправной точкой для исследования как в рамках бакалавриата и магистратуры, так и постмагистерского образования.
Статья Эдварда Мейсона "Ценовая и производственная политика крупного предприятия", опубликованная в 1939 г., по существу является программой будущих исследований. Здесь также, вероятно впервые, излагается концепция, получившая впоследствии название "структура, поведение, результативность".
Работы Авинаша Диксита "Роль инвестиций в предотвращении входа" и Майкла Спенса "Вход, мощность, инвестиции и олигополистическое ценообразование" посвящены рассмотрению вопроса о том, когда сделанные ранее инвестиции являются барьером на вход в отрасль. М. Спенс акцентирует внимание на необратимости инвестиционных решений. А. Диксит показывает, что роль этих решений в предотвращении входа заключается в изменении укоренившейся фирмой в свою пользу начальных условий возникающей после входа игры.
Для статей Дэвида Крепса и Роберта Уилсона "Репутация и несовершенная информация" и Пола Милгрома и Джона Робертса "Ценовые и рекламные сигналы качества продукции" характерен отказ от допущения о полноте информации. Ценой усложнения анализа удается объяснить такие рыночные феномены, как агрессивное поведение фирм на некоторых рынках и укоренившихся, и новичков, так и дорогостоящую рекламу без какой-либо информации о рекламируемом продукте.
"Состязательные рынки: мятеж в теории структуры отрасли" - это президентский доклад Уильяма Баумоля на съезде Американской экономической ассоциации (1981), в котором он изложил концепцию состязательных рынков, обобщающую понятие конкурентных рынков на любое число фирм, а также на выпуск, состоящий из набора продуктов. Существенно оригинальным явилось подчеркивание важности свободы выхода, которая является таким же основополагающим требованием состязательности, как и свобода входа. Вследствие этого теория поддерживает возражения против принятия любых мыслимых барьеров на вход, предлагаемых регулирующими органами.
Две статьи, помещенные в разных разделах, посвящены экономии от разнообразия. Ашер Волинский ("Природа конкуренции и разнообразие продукции фирм") исследует, как природа конкуренции в отрасли воздействует на ассортимент продукции фирм в этой отрасли. Основной вывод состоит в том, что несовершенно конкурентное поведение обеспечивает дополнительные стимулы (по сравнению с конкуренцией ценополучателей) для образования многопродуктовых фирм. Майкл Уотерсон ("Экономия от разнообразия в рамках рынка") рассматривает условия, при которых рынок, организованный с учетом преимуществ экономии от разнообразия, лучше, чем рынок, характеризующийся меньшей монопольной властью, но игнорирующий эти преимущества.
В статье Яскольда Габжевича и Жака-Франсуа Тиссе "О природе конкуренции при дифференцированном продукте" показывается, что в зависимости от характера дифференциации товаров (вертикальной либо горизонтальной) конкуренция приводит к различным результатам с точки зрения устойчивости рыночного равновесия.
"Реклама и рыночная структура" Ричарда Шмалензи является обзором достижений и проблем в изучении связи между рекламой и структурой рынка.
В работах Лестера Телсера "Зачем производителям справедливая торговля?" и Говарда Марвела "Исключительное дилерство" рассматриваются различные формы вертикальных ограничений. Л.Телсер объясняет политику поддержания розничных цен, как с точки зрения картеля, так и с точки зрения предоставления специальных услуг. Г. Марвел отстаивает тезис, что исключительное дилерство, скорее всего, принимается не для возведения значительных входных барьеров, а с целью защиты экономического эффекта, связанного с инвестициями поставщика в неосязаемый капитал.
В работе Армена Алчяна и Гарольда Демсеца "Производство, стоимость информации и экономическая организация", одной из самых цитируемых, исследуется влияние стоимости информации об усилиях конкретного агента, необходимой для его эффективного вознаграждения, на характер организации и масштабы бизнеса. Одним из центральных понятий работы является "коллективное производство" (team production), при котором стоимость такой информации часто оказывается запретительно высокой.
Мортон Камьен и Нэнси Шварц ("Структура рынка и инновации") дают впечатляющий по охвату обзор теоретических моделей и эмпирических исследований связи между вложением ресурсов в НИОКР, техническим прогрессом и структурой рынка.
Статья Майкла Каца и Карла Шапиро "Сетевые внешние эффекты, конкуренция и совместимость" посвящена изучению рынков, для которых характерна зависимость полезности, извлекаемой каждым пользователем, от общего числа пользователей - размера сети. Структура равновесий, получаемых в рассматриваемой модели, подтверждает важность ожиданий потребителей относительно размеров сети. С другой стороны, будущий размер сети определяется решениями фирм относительно взаимной совместимости их продуктов.
Классическая работа "Понятие монополии и измерение монопольной власти" написана Аббой Лернером еще до получения им степени магистра. Хотя множество положений данной статьи стали общими местами учебников микроэкономики, обычно на нее ссылаются только в связи с "индексом Лернера".
Джон Мак-Ги излагает аргументы Чикагской школы относительно нерациональности хищнического ценообразования и проверяет их на материалах дела компании Standard Oil, показывая, что она не использовала этот метод конкурентной борьбы. Исторический контекст статьи заключается в том, что дело Standard Oil дало толчок для разработки закона Клейтона, направленного против ценовой дискриминации, закона, который, по мнению многих экономистов, был и излишним, и вредным.
Оливер Уильямсон обосновывает применение правила разумности (the rule of reason) в антимонопольной политике в ситуациях, когда слияния одновременно приводят к росту и рыночной власти, и экономической эффективности.
А.Слуцкий
Том пятый
Предисловие
I.ОЛИГОПОЛИЯ:СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
И БАРЬЕРЫ ВХОДА
Эдвард Мэйсон.Ценовая и производственная политика
крупного предприятия
Майкл Спенс.Вход,мощность,инвестиции и олигополистическое ценообразование
Авинаш Диксит. Роль инвестиций в
предотвращении входа
Дэвид М.Крепс,Роберт Уилсон. Репутация и несовершенная информация
Уильям Дж.Баумоль. Состязательные рынки: мятеж в теории структуры отрасли
Ашер Волинский. Природа конкуренции и разнообразие продукции фирм
II.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА И РЕКЛАМА
Ж.Яскольд Габжевич,Ж.-Ф.Тиссе.О природе конкуренции
при дифференцированном продукте
Ричард Шмалензи.Реклама и рыночная структура
Пол Милгром,Джон Робертс.Ценовые и рекламные сигналы
качества продукции
III. ГРАНИЦЫ ФИРМЫ И ВЕРТИКАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ
Лестер Г.Телсер.Зачем производителям справедливая торговля?
Армен А.Алчян,Гарольд Демсец.Производство,стоимость
информации и экономическая организация
Бенджамин Клейн,Роберт Дж.Кроуфорд,Армен А.Алчян.Вертикальная интеграция,присваимая рента и
конкурентный
процесс заключения контрактов
Говард П.Марвел.Исключительное дилерство
Г.Фрэнк Мэтьюсон,Ральф А.Уинтер.Экономическая теория вертикальных ограничений
IV. ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ,ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ
Мортон И.Камьен, Нэнси Л.Шварц.Структура
рынка и инновации:обзор
Майкл.Л.Кац, Карл Шапиро. Сетевые внешние
эффекты, конкуренция и совместимость
V. РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Абба П.Лернер. Понятие монополии и измерение
монопольной власти
Джон С. Мак-Ги. Хищническое снижение цен:дело компании Standard Oil (Нью-Джерси)
Оливер Уильямсон.Экономия как защита в
антимонопольном процессе: компромисс с позиции
благосостояния
Майкл Уотерсон. Экономия от разнообразия в рамках
рынка
Титулы и выходные данные