100 Hot Books (Амазон, Великобритания)


 

Новая теория потребления  (Р.И. Капелюшников. Вклад Гэри Беккера в экономическую теорию)

 

Столь же революционизирующим оказалось и воздействие "новой теории потреб­ления", сформулированной Беккером в статье "Теория распределения времени" (8). В ней отвергалась жестокая дихотомия между работой и досугом. Нерабочее вре­мя нельзя считать полностью свободным, поскольку значительная его часть по­свящается особому виду деятельности — "домашнему хозяйствованию". Необхо­димо поэтому различать "товары" (goods), приобретаемые на рынке, и "потреби­тельские блага" (commodities), являющиеся конечным продуктом деятельности в домашнем секторе и фактическим источником полезности. Спрос предъявляется не на рыночные товары сами по себе, а на извлекаемые из них полезные эффекты, или атомарные объекты выбора, по терминологии Беккера. В конечном счете по­требителей интересует не мясо, а бифштекс, не пылесос, а убранная комната, не обучение хорошим манерам, а вежливый ребенок.

     Беккер отказался от традиционного для экономической теории представления о семье как потребительской единице, состоящей из одного человека. В его трак­товке она предстает как производственная единица, включающая несколько участ­ников, — как мини-фабрика, которая с помощью "производственных факторов" (ры­ночных товаров, времени членов семьи, других ресурсов) выпускает "конечную про­дукцию" (базовые потребительские блага). Скажем, сон — это результат производ­ственного процесса, где в качестве используемых факторов выступают жилище, постель, время, тихая музыка, снотворные препараты и т.д. Производство таких благ может строиться с применением различных технологий: питаться можно дома или в ресторане, убирать комнату самому или нанимать прислугу, и выбор между ними будет зависеть от дохода семьи и от цен на соответствующие "факторы производ­ства". Ключевым для домашнего производства ресурсом оказываются затраты че­ловеческого времени. Как и в случае образовательных инвестиций, показателем ценности времени в домашнем секторе могут служить потерянные заработки.

     Поскольку базовые блага в отличие от рыночных товаров не покупаются и не продаются на рынке, а производятся самими потребителями, для них не существу­ет явных (денежных) цен, а есть только неявные (теневые) цены, которые опреде­ляются полными издержками их производства. Так как полная цена базового блага зависит от цены и затрат времени потребителя, от цен и затрат необходимых для его изготовления рыночных товаров, а также от технологии его производства, то различия в любом из этих параметров будут вести к различиям в его полной цене. Даже в условиях совершенной конкуренции на рынке "обычных" товаров разные потребители могут платить за одно и то же конечное потребительское благо силь­но различающиеся цены. Для него будет наблюдаться не одна цена, а множество цен, разных для различных домохозяйств.

      Объясняется это тем, что цена времени варьируется для разных людей и для разных календарных периодов. Для женщин она (обычно) ниже, чем для мужчин, для бедных — ниже, чем для богатых, для безработных — ниже, чем для занятых, для рантье — ниже, чем для работников, и т.д. Отсюда следует любопытный вывод, что фирмы могут сокращать цену конечных потребительских благ, не снижая при этом цен на производимые ими рыночные товары. Для этого им нужно предприни­мать шаги (такие, например, как ускорение обслуживания клиентов или продажа товаров по выходным дням), которые сокращали бы время поиска или его стоимость для потребителей.

     Такой подход приводит к переосмыслению самих понятий "цена" и "доход". Цена любого блага распадается как бы на две части — явную, рыночную (плата при покупке мяса) и неявную, временную (ценность времени, пошедшего на приготовление биф­штекса). Соответственно "полный доход" семьи складывается из явного, денежного дохода и потерянных заработков, недополученных из-за отвлечения ее членов на ра­боту по дому. Поведение семьи становится возможным описывать в терминах, хоро­шо знакомых каждому экономисту, — эффектов дохода и замещения.

     Так, Беккер показал, что повышение заработной платы будет вызывать эф­фект замещения двух типов. Первый — это стандартный эффект замещения, свя­занный с перераспределением времени от нерыночных видов деятельности ("до­суг" в традиционной теории потребления) к работе на рынке. Второй — это новый эффект замещения, связанный с изменениями в структуре полных цен на различ­ные базовые потребительские блага. Повышение заработной платы будет вызы­вать относительное удорожание времяемких благ и относительное удешевление товароемких благ, подталкивая к замещению первых вторыми. Усиливая друг дру­га, эти эффекты будут вести к сокращению времени, посвящаемого потреблению, и увеличению времени, посвящаемого работе.

     Беккеровская теория помогает понять множество самых разнообразных фак­тов из повседневной жизни: почему богатые люди предпочитают есть в рестора­нах, а не готовить еду дома; почему обычно по магазинам ходят женщины, а не мужчины; почему с ростом заработков люди начинают покупать дорогостоящее домашнее оборудование, сберегающее их время, и нанимать домашнюю прислу­гу; почему в семьях, где жены много зарабатывают, мужчины предпочитают работу с более короткой продолжительностью и т.д. Она позволяет объяснять различия в уровнях активности на рынке труда между мужчинами и женщинами, распределе­ние времени членов семьи в зависимости от их производительности в домашнем секторе, последствия применения более совершенного бытового оборудования и др. Скажем, расширение возможностей занятости для женщин и повышение оп­латы их труда на рынке равнозначно фактическому удорожанию благ, производи­мых ими в домашнем хозяйстве. А это должно вызывать замещение более времяемких видов домашней деятельности менее времяемкими и вести к общему пе­рераспределению их времени в пользу рыночной деятельности.

     Данный подход составил теоретическую основу "экономики домашнего хо­зяйствования", еще одного раздела экономической теории, сложившегося во мно­гом благодаря новаторским разработкам Беккера.

 

----------------------------------------------------------------------

 

(8)  Becker G.S. A Theory of the Allocation of Time // Economic Journal.1965. Vol. 75. N 299. (См. наст. изд., разд. 4)

 

вернуться


Координация материалов. Экономическая школа





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru