100 Hot Books (Амазон, Великобритания)




 

ФУНКЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ (consumption function) — представление общей взаимосвязи между зависимой переменной — расходами на потребление — и различными независимыми переменными, определяющими потребление, как-то: текущий располагаемый доход, доход предшествующих периодов и богатство.

 

См. график потребления, гипотеза жизненного цикла, гипотеза перманентного дохода, эффект богатства.

 

 

ГИПОТЕЗА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (life cycle hypothesis) — гипотеза, согласно которой текущее потребление зависит не только от текущего располагаемого дохода, но и от ожидаемого дохода в течение всей жизни человека. Например, молодой работник может приобрести имущество (например, дом) в кредит с большой рассрочкой, поскольку ожидает, что в будущем его доход вырастет в связи с продвижением по службе и повышением зарплаты, что позволит ему вернуть в будущем долг и проценты. Напротив, пожилой работник, возраст которого приближается к пенсионному, может ограничить свое потребление из текущего дохода, ожидая уменьшения последнего после ухода на пенсию. Долгосрочное потребление может быть также связано с изменением ценности богатства человека, в частности ценности его жилья, с течением времени.

 

Экономическое значение гипотезы жизненного цикла состоит в том, что в коротком периоде уровень потребления может быть выше (ниже) определяемого уровнем текущего располагаемого дохода.

 

См. кейнсианская экономическая теория, функция потребления, гипотеза перманентного дохода, С.Дорнбуш, С.Фишер. Потребление и сбережения

 

ГИПОТЕЗА ПЕРМАНЕНТНОГО ДОХОДА (permanent-income hypothesis) — гипотеза, в соответствии с которой текущее потребление зависит не только от текущего располагаемого дохода, но также и от того, является ли такой доход перманентным (постоянным) или временным. Гипотеза перманентного дохода постулирует, что как доход, так и потребление подразделяются на две части — перманентную и временную.

 

Личный перманентный доход состоит из долгосрочных заработков, обеспечиваемых работой по найму (заработная плата, жалованье), пенсии за выслугу лет, и дохода, получаемого от обладания капитальными активами (проценты, дивиденды). Уровень персонального перманентного дохода определяет планы перманентного потребления, например размер и качество дома, который человек хочет купить, и, таким образом, долгосрочные расходы на выплаты по закладным и т. д.

 

Временный доход определяют краткосрочные временные платежи за сверхурочную работу, премии и «непредвиденные» доходы от различных выигрышей и наследства, а также краткосрочные уменьшения дохода, связанные с временной безработицей или болезнью. Временное потребление (дополнительные выходные дни, предметы одежды и т. д.) будет зависеть от уровня этого дополнительного дохода.

 

Долгосрочное потребление может также зависеть от изменений личного богатства, в частности изменения со временем ценности дома.

 

Экономическое значение гипотезы перманентного дохода состоит в том, что в коротком периоде уровень потребления может быть выше или ниже уровня текущего располагаемого дохода.

 

См. ГИПОТЕЗА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА, КЕЙНСИАНСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, ФУНКЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ

 

ЭФФЕКТ БОГАТСТВА (wealth effect) — эффект воздействия изменения богатства человека, в частности изменения цен на дома, которыми он владеет, на уровень его потребления. Быстрое повышение ценности имущества может стимулировать собственников расходовать больше денег на текущее потребление либо за счёт располагаемого дохода, либо в кредит; и наоборот, снижение цен на имущество приводит к уменьшению богатства собственника и его текущего потребления.

 

См. функция потребления, С.Дорнбуш, С.Фишер. Потребление и сбережения

 

 

 

 

Искать термины и мих толкования можно на всех сайтах Экономической школы:



 

 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru