|
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
(economic theory) — разработка экономических моделей, описывающих взаимосвязи между экономическими переменными с целью создания на основе этих моделей гипотез, поддающихся проверке. Если гипотеза противоречит данным реального мира, то она будет исправлена или отвергнута в пользу более подходящей; если же гипотеза подтверждается данными реального мира, то она может стать важным ориентиром при выработке экономической политики. Цель экономической теории — создать упрощенные модели экономических явлений реального мира, делая логические выводы из исходных предпосылок о поведении потребителей, производителей и т. д. (часто с использованием математического аппарата). Если предлагаемая гипотеза основана на экономической модели, то её можно проверить на эмпирических данных.
См. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ.
ГИПОТЕЗА (hypothesis) — утверждение на основе теоретического анализа, сформулированное достаточно точно, чтобы его можно было подвергнуть проверке эмпирическими данными. В экономической науке гипотезы получают путём дедукции из набора исходных предпосылок о поведении потребителей, производителей и т. д. и проверяют обычно посредством сбора экономических данных и их статистической обработки. Эта проверка может вести к изменению экономической теории в свете новых фактов или к отказу от нее в пользу альтернативной теории, которая лучше объясняет эти факты.
См. проверка гипотезы.
ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ
(hypothesis testing) — разработка и использование статистических критериев с целью принятия решения об обоснованности гипотезы в условиях неопределённости. В любом решении об обоснованности гипотезы есть шанс сделать верный выбор и риск сделать выбор неверный. Проверка гипотезы заключается в оценке этих шансов и выработке критериев, минимизирующих вероятность появления неверных решений.
Допустим, мы хотим узнать, влияет ли размер компании на оплату труда управляющих, и выдвигаем гипотезу, что в среднем чем крупнее компания, тем выше оплата услуг управляющих. Эта гипотеза может быть истинной или ложной, может быть принята или отвергнута. Эти варианты показаны в следующей матрице:
Гипотеза верна Гипотеза неверна |
принять правильное решение ошибка 2-го рода |
отвергнуть ошибка 1-го рода правильное решение |
Если гипотеза верна и мы её принимаем, и если гипотеза неверна и мы её отвергаем, наше решение будет правильным. С другой стороны, мы можем отвергнуть гипотезу, когда надо её принять (ошибка первого рода), или признать гипотезу, которую надо отклонить (ошибка второго рода). Риск таких ошибок при проверке гипотезы с использованием выборочных данных может быть минимизирован. Чтобы уменьшить риск ошибки второго рода и установить точное значение вероятности появления ошибки первого рода, необходимо тщательно сформулировать гипотезу. Часто это требует выдвижения нулевой гипотезы, которая предполагает диаметрально противоположное тому, что мы хотим доказать. Например, вместо предыдущей гипотезы, что размер оплаты управляющих в среднем выше в более крупных компаниях, мы выдвигаем нулевую гипотезу: в среднем оплата управляющих одинакова и в крупных, и в мелких фирмах. Опровержение нулевой гипотезы эквивалентно принятию исходной гипотезы. Нулевая гипотеза может быть проверена с помощью выборочных данных.
Выборку из совокупности фирм можно использовать для оценки вероятности ошибки первого рода. Вероятность ошибки первого рода называется уровнем значимости гипотезы (обычно 0.01, 0.05 или 0.10). Уровень значимости всегда выбирается перед началом проверки гипотезы.
Последний этап — это проверка значимости: средняя оплата управляющих рассчитывается по выборкам из крупных и мелких фирм и сравнивается с ожидаемой оплатой, которая, согласно нулевой гипотезе, должна быть одинаковой и в мелких, и в крупных компаниях. Если разница между тем, что мы ожидали (средняя оплата одинакова), и тем, что получили, настолько велика, что её нельзя отнести на счёт случайности, то мы отклоняем нулевую гипотезу, на которой основывались ожидания. Если же эта разница настолько мала, что её можно объяснить случайностью, то результат не является статистически значимым. В первом случае мы бы отвергли нулевую гипотезу и приняли бы противоположную ей, гласящую, что вознаграждение управляющих в крупных компаниях выше. Во втором случае мы бы сочли невозможным сделать какой-либо вывод о наличии связи между размером компании и величиной оплаты управляющих.
Статистические методы проверки гипотез широко используются в эмпирических экономических исследованиях.
ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА
(applied economics) — применение экономического анализа к реальным экономическим ситуациям. Задача прикладной экономики — строить прогнозы, вытекающие из экономической теории, помогая разрабатывать экономическую политику.
См. экономические модели, гипотеза, проверка гипотезы
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА
(empirical testing) — процесс проверки экономических теорий на эмпирических данных.
См. гипотеза, проверка гипотезы
МИЛЛЬ, ДЖОН СТЮАРТ (1806-1873) (Mill, John Stuart)
— английский экономист, внесший значительный вклад в развитие классической экономической теории, написав книгу «Principles of Political Economy with some of their Applications to Social Philosophy» (1848) («Принципы политической экономии с некоторыми приложениями их к социальной философии»). Милль был социальным реформистом. Хотя он и придерживался мнения, что производство и обмен товаров имеют место на свободных рынках, он считал, что государственное вмешательство способно улучшить материальное благосостояние населения посредством перераспределения дохода. Милль был первым, кто отметил, что образовательные барьеры на пути мобильности труда способны создавать неконкурирующие группы труда, характеризующиеся стабильными различиями в уровне заработной платы. Он также впервые анализировал издержки, с которыми два или более совместно производимых товара выпускаются в фиксированных соотношениях.
См. Милль
Джон
Стюарт (Mill John Stuart (1806 — 1873))
Дж. Ст. Милль. Биографический очерк М. Туган-Барановского
В.М.Гальперин о дифференциации доходов, К. Уэлч.
УТИЛИТАРИЗМ
МАРШАЛЛ, АЛЬФРЕД
(1842-1924) (Marshall, Alfred) — английский экономист, открывший ряд точных математических зависимостей между экономическими переменными в своей книге «Принципы экономической науки» («Principles of Economics», 1890). Используя методы дифференциального исчисления, Маршалл показал, что ценность блага частично зависит от его предельной полезности, а интенсивность потребностей в данном благе снижается с приобретением каждой последующей его единицы. Таким образом, Маршалл объяснил парадокс ценности, показав, что предметы роскоши, такие как бриллианты, имеют более высокую цену, чем предметы первой необходимости, такие как вода, в силу того, что потребители обладают малым количеством бриллиантов, тогда как вода имеется в изобилии. Этот анализ позволил Маршаллу объяснить отрицательный наклон кривой спроса и излишек потребителя (избыточное удовлетворение его потребностей всякий раз, когда он может купить благо по более низкой цене, чем та максимальная, которую он согласен заплатить, лишь бы не остаться без блага). Маршалл также разработал концепцию эластичности спроса.
Маршалл утверждал, что ценность определяется как спросом, так и предложением, причём спрос определяет цены и объём выпуска в коротком периоде, а изменение затрат ресурсов и издержек производства влияет на цену в длительном периоде. Он полагал, что цены предложения должны зависеть от издержек производства, а в анализе издержек производства короткого периода показал, что предельный продукт любого ресурса снижается, так как сочетается с постоянными затратами других ресурсов (убывающая отдача переменного фактора). В длительном периоде, согласно Маршаллу, отрасли уменьшают издержки и цены в связи с экономией от масштаба, которая является результатом большей специализации.
См. Маршалл Альфред, Marshall Alfred (1842 — 1924), Неоклассика: англо-американский маржинализм, Дж. М. Кейнс. Альфред Маршалл, 1842-1924, Альфред Маршалл. Принципы экономической науки, Альфред Маршалл. Деньги, кредит и экономика (ВЕХИ, том 6), Блауг М. Маршаллианская теория: полезность и спрос, Блауг М. Маршаллианская теория: издержки и предложение
Искать термины и их толкования можно на всех сайтах Экономической школы:
Вернуться на страницу "Указатель терминов"
Координация материалов. Экономическая школа
|