100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve) — кривая, представляющая альтернативные наборы из двух благ, каждый из которых приносит одинаковую полезность или удовлетворение. См. рис. 49. Кривые безразличия совместно с бюджетными линиями используются для определения равновесия потребителя при покупке двух благ и для анализа последствий изменения относительных цен этих двух благ в зависимости от спроса (см. эффект цены).

 

 

Рис. 49. Кривая безразличия. Набор ОА единиц блага X и ОВ единиц блага Y приносит потребителю столько же удовлетворения, сколько и набор ОС единиц блага X и OD) единиц блага Y.

 

Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, так как потребители, действующие рационально, всегда будут предпочитать большее количество обоих благ. Поэтому два набора благ, в одном из которых имеется большее количество обоих благ, чем в другом, не будут равноценны для потребителей. Иными словами, потребители готовы отказаться от некоторого количества одного блага, если они получат взамен большее количество другого блага. Таким образом, они не отдают предпочтения ни одному из наборов: ни набору Е, содержащему большое количество блага X и малое количество блага Y, ни набору Е, в котором большое количество блага Y и малое количество блага X (см. экономический человек).

 

 

См. равновесие потребителя, карта безразличия.

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК (economic man) — предпосылка экономической теории, согласно которой индивиды действуют рационально, определяя свои цели, а затем принимают реше­ния, которые соответствуют этим целям. Так, предприниматель устанавливает цель максимизации

прибыли и корректирует объём выпуска и цену с тем, чтобы достичь этой цели. ПОТРЕБИТЕЛЬ стремится к максимизации своей ПОЛЕЗНОСТИ, или удовлетворения, и покупает блага в зависимости от своих вкусов и относительных цен на них. См. рис. 142.

 

 

 

 

 

Рис. 142. Экономический человек. График показывает, что при принятии предпосылки о рациональном поведении потребителя, кривые безразличия не могут пересекаться. Кривые безразличия II и I1I1 отражают предпочтения потребителя в отношении двух благ — X и Y. Точка А кривой безразличия II соответствует более высокому уровню удовлетворения для потребителя, чем точка В на кривой безразличия I1I1 поскольку в точке А потребитель име­ет большее количество обоих благ, чем в точке В. Тем не менее точка С лежит на обеих кривых. Это означает, что потребитель, предпочитая ранее комбинацию товаров в точке А их комбинации в точке В, теперь считает их равными друг другу в точке С. Если потребитель рационален, то такая противоречивая или нетранзи­тивная система предпочтений не может возникнуть; следователь­но, кривые безразличия не пересекаются.

 

 

См. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ, РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ, ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ.

 

 

 

КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference map) — семейство упорядоченных кривых безразличия, которое графически описывает увеличение полезности, или удовлетворения, для индивида по мере продвижения от начала координат в направлении увеличения потребления двух благ. См. рис. 44. Кривые безразличия представляют порядковые меры, и числа на кривых безразличия на рис. 44 не отражают абсолютного уровня полезности. Кривые безразличия никогда не пересекаются, так как две пересекающиеся кривые подразумевали бы противоречивый или иррациональный выбор потребителя между двумя благами.

 

 

См. экономический человек.

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru