100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





 

ТЕОРИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ (revealed preference theory) — альтернативное построение теории индивидуального спроса, предполагающее, что предпочтения потребителя проявляются при его выборе в заданных условиях. Предпочтения могут относиться к двум или большему числу благ; если число благ превышает два, то с целью облегчения графического анализа для представления всех благ, кроме одного (выделенного), используются деньги (как на рис. 123).

 

 

 

 

Если потребитель решает, что он предпочитает некоторое сочетание количеств денег (ОМ1) и блага X (ОХ1), он будет находиться в точке a на бюджетной линии (или линии относительных цен) MX. Если благо X становится дешевле, реальный доход потребителя увеличивается, он переходит на бюджетную линию МХ2 и теперь предпочитает сочетание благ, соответствующее точке b.

 

Изменение, вызванное снижением цены блага X, не сводится лишь к увеличению реального дохода. Отчасти изменение происходит благодаря замещению подешевевшего блага X на другие, и этот эффект всегда является положительным.

 

Если новую комбинацию благ, выбранную потребителем в точке b, пропорционально сократить путём гипотетического уменьшения дохода, чему соответствует параллельный сдвиг бюджетной линии в направлении начала координат (положение М2Х3), потребитель выберет новую точку, скажем с. Таким образом, эффект замещения заключается в переходе из точки Х1 в Х5, а переход из точки Х5 в Х4 является эффектом дохода.

См. равновесие потребителя, кривая безразличия, эффект цены.

Уильям Баумоль. Выявленные предпочтения (Учебник, параграф 8.12)

 

 

 

ПРЕДПОЧТЕНИЕ (preference): Утверждение о том, что некоторое благо, событие или проект является более предпочтительным, чем другое благо, событие или проект. Функция полезности упорядочивает (ordering) такие предпочтения. Если индивид предпочитает X, а не Y, то можно утверждать, что полезность (utility), которую он извлечет из X, будет больше, чем та, которую он мог бы извлечь из Y.

 

 

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (preference revelation): Выявление предпочтений обычно рассматривается как проблема, связанная с предложением общественных благ (public goods). (Она также может быть связана с частными благами (private goods), если численность потребителей очень мала.) Если реализовать на практике принцип исключения (exclusion) невозможно или очень дорого, то цену нельзя использовать для определения готовности платить за благо (willing-ness-to-pay). Индивиды в данном случае заинтересованы в том, чтобы не проявлять своих истинных предпочтений относительно благ. Поэтому обычно утверждается, что для производства такого блага в принципе необходимо государственное вмешательство. Государство, однако, испытывает трудности с определением необходимого объема предложения. Политическая система (голосование) не дает достаточно информации относительно спроса. Экономисты в последние годы стали разрабатывать различные механизмы, стимулирующие раскрытие индивидами своих истинных предпочтений. См. «заяц» (free-rider)

 

  

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

  

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

 







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru