100 Hot Books (Амазон, Великобритания)
ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ
(research
and
development (R&D)) — финансируемые фирмой научные исследования (и фундаментальные, и прикладные), а также усовершенствование и модификация исследовательских идей, нацеленные на разработку в конечном счёте коммерчески жизнеспособных технологий и продуктов. К исследованиям и разработкам относятся как изобретение (открытие новых методов и способов обработки и создание новых продуктов), так и инновации (доведение этих изобретений до коммерческой реализации).
Изобретение является действием «по вдохновению» и, таким образом, может осуществляться с ограниченным количеством ресурсов, инновации являются очень ресурсоёмкими. К существенным вложениям капитала, требующимся для проведения разработки и связанным зачастую с риском не получить в итоге товар, который пользовался бы спросом, более расположены большие фирмы, которые способны финансировать эти программы из текущей прибыли, а также уменьшать риск, осуществляя сразу ряд исследовательских проектов. Таким образом, можно утверждать, что рыночные структуры с монополией или олигополией больше способствуют осуществлению исследований и разработок, так как для них характерно образование сверхприбыли. Тем не менее, хотя отдельный монополист обладает ресурсами для обеспечения исследований и разработок, у него могут отсутствовать стимулы для действительного их осуществления, так как его текущее положение на рынке устойчиво. В противоположность этому олигополисты обладают и ресурсами, и стимулами для осуществления исследований и разработок, так как разработки новых технологий, понижающих стоимость производства, и внедрение в производство новых продуктов являются зачастую решающим фактором в достижении конкурентных преимуществ перед производителями аналогичной продукции.
Исследования и разработки могут быть также важным фактором в обеспечении более высоких темпов экономического роста. Поэтому с целью создания благоприятных условий для технологической прогрессивности многие страны предоставляют временные патенты в качестве награды изобретателям.
См. характеристики продукции, жизненный цикл продукта, теория жизненного цикла продукта (product life-cycle theory), Бизнес на инновациях: роль государства, частных предпринимателей и венчурного финансирования
РАЗРАБОТКА ПРОДУКТА
(product development) — процесс развития новых продуктов, которые фирма может продавать на существующих и будущих рынках. Динамические характеристики рынков, проявляющих тенденцию к росту или снижению во времени (см. жизненный цикл продукта), должны учитываться фирмой, чтобы создавать свои новые торговые марки для замещения тех, которые становятся менее популярными. Более того, способность фирмы внедрять новые продукты, обладающие лучшими характеристиками, чем уже существующие изделия, может улучшить положение фирмы относительно конкурентов на олигопольных рынках (см. олигополия), на которых производители конкурируют в основном с помощью дифференциации продуктов.
См. номенклатура продукции, исследования и разработки.
ИННОВАЦИИ (innovation) — практическое усовершенствование и разработка изобретений в области технологий (инновация производственных процессов) или в области изделий (инновация изделий). Инновации имеют важное значение для фирмы, поскольку укрепляют её конкурентные позиции по сравнению с другими производителями на данном рынке, повышая возможности дифференциации продукта. Кроме того, инновации имеют значение для увеличения действенности рынка, так как они снижают производственные затраты и повышают качество изделий. Определённые структуры рынка могут в большей степени способствовать появлению инноваций, поскольку они предоставляют лучшие стимулы и ресурсы для осуществления исследований и разработок (подробнее см. монополия). Инновация может быть длительным и дорогостоящим процессом. Например, процесс ксерокопирования был изобретён в 1948 г., последующие 10 лет были посвящены техническим разработкам, и лишь после этого на рынке появилось его первое коммерческое воплощение.
В более общем плане инновации способствуют ускорению экономического роста.
См. технологическая прогрессивность, жизненный цикл продукта, патент, финансовая инновация.
ПАТЕНТ (patent) — официальное предоставление правительством временных прав контроля и монополии на новые продукты, производственные процессы и технику их изобретателям. Патентная защита рассматривается как важное средство поощрения технологической прогрессивности посредством предоставления изобретателям и рационализаторам возможности компенсировать расходы на разработку и получать вознаграждение за риск. Чтобы минимизировать опасность монопольной эксплуатации, патенты выдаются только на ограниченный период времени. В Великобритании, согласно акту 1988 г. об авторских правах, правах на изобретение и патентах, патентное управление может выдать патент максимум на 20 лет.
См. право интеллектуальной собственности, исследования и разработки, рационализация.
ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (intelectual property right) — законное право физического или юридического лица на владение авторскими правами, патентами, торговыми знаками, связанными с определённым изделием или производственным процессом, которое защищает собственника от несанкционированной подделки или копирования его продукции. Такие права собственности являются важным элементом дифференциации продукта и дают временные монопольные преимущества (см. монополия) производителям (поставщикам).
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (rationalization) — реорганизация отрасли или фирмы с целью создания для неё возможности более эффективного использования своих ресурсов. Рационализация обычно предполагает закрытие заводов с высокими затратами (либо через слияние фирм, либо путём их выхода из отрасли), что затем позволяет сконцентрировать выпуск на заводах, имеющих минимально эффективный размер, и позволяет достигнуть лучшего баланса между отраслевым предложением и спросом путём устранения избыточной мощности. Внутри фирмы рационализация может предполагать упрощение её организационной структуры для сокращения накладных затрат.
См. также производственная эффективность, организационная вялость.
ИЗОБРЕТЕНИЕ (invention) — создание новой техники производства и производственных процессов, а также новых продуктов, которые могут быть превращены посредством инновации в пригодные для практического употребления новые процессы и продукты. Изобретения являются для фирмы важным средством повышения своей конкурентоспособности по отношению к другим производителям посредством снижения цен для потребителей и производителей и обеспечения потребителей более совершенными изделиями. Эти преимущества также увеличивают общую действенность рынка. Определённые виды структур рынка могут в большей степени способствовать внедрению изобретений в жизнь, поскольку они имеют лучшие стимулы и ресурсы для проведения исследований и разработок (для дальнейшего обсуждения см. монополия).
Следует также отметить, что изобретение может внести вклад в рост национального дохода и объёма выпуска (см. экономический рост) посредством качественного улучшения запаса капитала — инвестиции в новые технологии повышают производительность.
См. технологическая прогрессивность, патент
АВТОРСКОЕ ПРАВО
(copyright) — собственность на право издания книг, справочников, газет и т. д., дающая юридические полномочия и возможности компенсации за плагиат и неразрешенные публикации или копирование.
См. право интеллектуальной собственности
АКТ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ, ДИЗАЙНЕ И ПАТЕНТАХ, 1988 г. (Copyright, designs
and
patents
act, 1988) — закон Великобритании, предусматривающий установление и защиту прав собственности частных и юридических лиц в отношении различного рода интеллектуальной собственности, в особенности авторского права, дизайнерских прав и патентов.
Выполнение закона контролирует патентное управление; случаи неразрешенного снятия копий, нарушений патентов и т. д. рассматриваются судами.
ДИЗАЙНЕРСКИЕ ПРАВА (design rights) — собственность частных или юридических лиц на оригинальный дизайн формы или конфигурацию промышленных продуктов. В Великобритании акт 1988 г. об авторском праве, дизайне и патентах защищает авторов промышленного дизайна от неразрешенного копирования в течение десяти лет с момента появления продукта на рынке.
Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:
Вернуться на страницу "Указатель терминов"
Координация материалов. Экономическая школа