100 Hot Books (Амазон, Великобритания)




ЭКСПОРТНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР (export multiplier) — отношение прироста национального дохода страны к вызвавшему его приросту спроса на экспорт этой страны, вливание растущего спроса в кругооборот национального дохода повышает национальный доход на некоторую величину, кратную первоначальному увеличению экспорта. Значение экспортного мультипликатора зависит от предельной склонности к сбережению, предельной склонности к импорту и предельной склонности к налогообложению страны. Чем больше эти показатели, т. е. больше утечки из кругооборота национального дохода, тем меньше значение экспортного мультипликатора. См. рис. 144.

 

 

См. мультипликатор, мультипликатор внешней торговли, экспортообусловленный экономический рост.

 

 

 

МУЛЬТИПЛИКАТОР ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ (foreign trade multiplier) — увеличение внешней торговли страны в результате повышения внутреннего спроса. Рост внутреннего спроса имеет двоякий эффект. Помимо непосредственного увеличения спроса на отечественные товары и услуги он также приводит к:

(а) прямому увеличению спроса на импорт на сумму, определяемую предельной склонностью к импорту страны, и

(б) косвенному повышению спроса на экспорт из этой страны со стороны тех стран, доходы которых выросли благодаря увеличению экспорта в данную страну.

 

Последний эффект обычно бывает гораздо меньшим, чем первый, поэтому в целом результатом будет уменьшение величины внутреннего мультипликатора, т. е. увеличение чистого импорта частично поглощает дополнительный доход, созданный ростом расходов на внутренний продукт.

 

См. модель кругооборота национального дохода, принцип локомотива.

 

 

 

ЭКСПОРТООБУСЛОВЛЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ (export-led growth) — экономический подъём, происходящий под влиянием увеличения экспорта. Рост экспорта представляет собой вливание дополнительного дохода в экономику страны и приводит к увеличению совокупного спроса на произведённый внутри страны продукт (см. экспортный мультипликатор). Не менее важно то, что рост экспорта позволяет увеличить импорт, в результате чего снижается ограничение платёжного баланса на достижение устойчивого экономического роста.

 

См. модель кругооборота национального дохода.

 

 

 

ПРИНЦИП ЛОКОМОТИВА (locomotive principle) — принцип, согласно которому в условиях всемирного спада одна из стран, увеличив свой совокупный спрос, повысит свой внутренний спрос на импорт, стимулируя экспорт других стран, и таким образом повысит экономическую активность в этих странах. Иными словами, одна из стран может действовать как локомотив, выводящий остальные страны из рецессии ценой некоторого ухудшения своего платёжного баланса.

 

См. мультипликатор внешней торговли.

 

 

 

ИМПОРТ (import) — включает в себя следующие составляющие:

 

1)      товар, который произведён за границей, а затем ввезён и продан на внутреннем рынке, что приводит к оттоку иностранной валюты из страны (видимый импорт);

 

2)      услуга, предоставляемая стране-покупателю иностранными производителями либо внутри страны (банковские услуги, страхование), либо за границей (например, туризм), что также приводит к расходованию иностранной валюты (невидимый импорт);

 

3)      капитал, инвестированный в страну в форме пакета ценных бумаг, прямых иностранных инвестиций в физическое имущество и банковские депозиты (импорт капитала).

 

Импорт важен в двух отношениях,

(а) В совокупности с экспортом он формирует торговый баланс страны. Импорт должен быть финансирован (оплачен) эквивалентной стоимостью экспорта для поддержки платёжного равновесия,

(б) Импорт представляет утечки наличности из модели кругооборота национального дохода, ведущие к уменьшению реального дохода и выпуска (см. склонность к импорту).

 

С одной стороны, импорт выгоден, так как позволяет стране пользоваться преимуществами международной торговли (получать товары и услуги по более низким ценам), но, с другой стороны, импорт может быть и невыгодным, так как ведёт к сокращению дохода и выпуска.

Поэтому очень важно поддерживать баланс между импортом и экспортом. Импорт выгоден при условии, что он покрывается экспортом, т. е. потери дохода от импорта компенсируются доходом, полученным от экспорта для того, чтобы поддержать уровень внутреннего дохода и выпуска. Как указано в (а), импорт должен финансироваться экспортом для сохранения равновесия платёжного баланса.

См. платёжный баланс, модель внутреннего - внешнего равновесия, выгоды торговли, проникновение импорта, график импорта, замещение импорта, параллельный импорт, импортная пошлина, или тариф (tariff, or import levy)

 

 

 

 

ГРАФИК ИМПОРТА (import schedule) — график, отражающий связь между национальным доходом и долей дохода, затраченной на импорт, как это показано на рис. 14. (См. средняя склонность к импорту). Наклон кривой графика импорта соответствует предельной склонности к импорту.

 

 

 

 

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ (parallel importing) — форма арбитража, посредством которой независимый импортёр покупает определённый продукт у производителя в одной стране и перепродаёт его в условиях прямой конкуренции с оптовыми представителями этого производителя на другом национальном рынке, где цены выше.

 

Параллельный импорт помогает развивать свободную торговлю и конкуренцию посредством устранения барьеров международной торговли и разрушает ценовую дискриминацию различных рынков сбыта, осуществляемую производителями.

 

См. импорт, торговая интеграция (trade integration)

 

 

ТРАНЗИТНАЯ ТОРГОВЛЯ (entrepot trade) — коммерческая операция, в ходе которой товары импортируются в одну страну и реэкспортируются в другие страны, не будучи реализованными в импортирующей стране (см. импорт, экспорт).

Транзитная торговля в основном ограничивается сырьём типа чая и олова, когда посредник, находящийся в центре торговли определённым первичным благом (например, в случае чая и олова —в Лондоне), может организовать сбыт этого товара и его доставку в страны своих клиентов.

 

 

 

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru