ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ
(cobweb theorem) — теоретическое построение, объясняющее траекторию движения к состоянию равновесия при запаздывании реакции предложения или спроса на изменения цен. Анализ равновесия в сравнительной статике предсказывает последствия изменений спроса или предложения путём сравнения цены и объёма продукции при исходном равновесии с ценой и объёмом продукции при новом равновесии, которое возникает в результате этих изменений. Паутинообразная модель описывает динамический процесс приспособления на рынках, отслеживая всю траекторию корректировки цен и объёма выпуска при движении от одного состояния равновесия к другому (см. динамический анализ).
Паутинообразная модель обычно используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, где большой временной интервал, например между севом и сбором урожая, обусловливает запаздывание реакции предложения на изменение цены. На рис. 81 представлен простейший случай, когда текущий спрос зависит от текущей цены, а текущее предложение зависит от цены предыдущего периода.
На этом рисунке Dt
обозначает спрос в текущем периоде, — предложение в текущем периоде, Pt — текущую цену, Рt-1 — цену предыдущего периода. Если спрос упадёт настолько, что кривая спроса сместится влево от Dt к Dt1
то анализ сравнительной
статики подразумевает, что рынок в конечном счёте будет двигаться от равновесной точки Е (при цене ОР1 и количестве OQ1) к
равновесной точке Е1 (при цене ОР4
и количестве OQ4). Динамический же анализ показывает, что траектория изменения будет более
сложной.
При цене ОР1, которая имела место в периодах t = 1 и t = 2, фермеры будут планировать производство продукции в объёме OQ1. Однако после сжатия спроса в период t = 2 предложение будет превышать его на QQ1, и весь объём продукции OQ1, поступивший на рынок, будет продан, только если цена упадёт до ОР2. Более низкая цена ОР2, установившаяся в период t = 2, будет подталкивать фермеров к сокращению производства, и они будут уменьшать площадь земли, отводимую под эту культуру, так что в следующем периоде t = 3 предлагается меньшее количество продукции — OQ2.
В период t
= 3 и при цене ОР2 спрос превышает предложение на величину Q1Q2, и объём продукции OQ2 достанется всем желающим, только если цена вырастет до ОР3. Эта более высокая цена в периоде t = 3 будет стимулировать фермеров к увеличению засеваемой площади, так что в следующем периоде t = 4 будет предложен больший объём продукции OQ2, а это означает, что в периоде t
= 4 предложение превысит спрос и цена упадёт ниже ОР3, что вызовет уменьшение засеваемой площади в следующем периоде, и т. д. Окончательный результат этого процесса приспособления заключается в том, что новое равновесие достигается в точке E1, но лишь после серии колебаний цены в промежуточные периоды.
См. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА.
См. также: Стабильность равновесия (Экономическая школа. Лекц. 9)
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА
(agricultural
policy) — политика, направленная как на защиту экономических интересов представителей аграрного сектора путём субсидирования сельскохозяйственных цен и фермерских доходов, так и на повышение эффективности сельского хозяйства путём поощрения объединения и механизации ферм.
Необходимость поддержки сельского хозяйства частично объясняется тем, что сельское хозяйство, в отличие от обрабатывающей промышленности, весьма чувствительно к факторам, которые лежат за пределами его непосредственного контроля. Предложение из года в год испытывает беспорядочные колебания, вызываемые такими капризами природы, как погода, нашествия насекомых, болезни (кривые S1,
S2 и S3 на рис. 1а), приводящими к значительным изменениям сельскохозяйственных цен и фермерских доходов.
В длительном периоде спрос на многие базовые продукты питания растет очень медленно (из положения DD в положение D1D1 на рис. 1б). Существенное повышение производительности, связанное с механизацией сельскохозяйственного производства, применением химических удобрений, пестицидов и т. п., привело к тому, что предложение росло быстрее, чем спрос (из положения SS в положение S1S1 на рис. 1б), а это вызвало падение сельскохозяйственных цен и фермерских доходов.
Сельское хозяйство, таким образом, стало очень невыгодным занятием, и государство, озабоченное влиянием изменений предложения и цен сельхозпродукции (например, на уровень фермерских доходов, платёжный баланс и уровень инфляции), почувствовало необходимость в контроле над ситуацией. Существенны также некоторые политические и социальные факторы, например стремление защитить сельское население, а также то, что даже в некоторых промышленно развитых странах (например, в Европейском Сообществе) аграрный сектор имеет большой политический вес, несоразмерный его доле в экономике.
См. ЗАКОН ЭНГЕЛЯ, ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ, ПОДДЕРЖКА ЦЕН, ПОДДЕРЖКА ДОХОДОВ, ЕДИНАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА.
См. также - Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран.
ЕДИНАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА (ЕАП) (Common agricultural policy (CAP)) — политика содействия аграрному сектору, проводимая европейским сообществом (ЕС). Основные цели: поддержание удовлетворительного уровня жизни фермеров и повышение экономической эффективности аграрного сектора (см. аграрная политика).
Руководство ЕАП осуществляют Европейский аграрный совет и Гарантийный фонд, однако реализация основных мероприятий и оперативные решения (например, фиксирование цен на сельскохозяйственную продукцию на данный год) остаются за Советом министров ЕС. Содействие аграрному сектору осуществляется в четырёх направлениях.
(а) Около 70—75% фермерских хозяйств получают выгоду от системы поддержки цен, которая поддерживает цены на сельскохозяйственную продукцию, произведённую в странах ЕС, на более высоком уровне по сравнению с ценами на мировом рынке. Цены на молоко, зерновые, масло, сахар, свинину, говядину, телятину, некоторые фрукты и овощи и столовое вино фиксируются ежегодно и, после того как они уже зафиксированы, поддерживаются на этом уровне посредством скупки части продукции, не реализованной на рынке. Компенсационные выплаты используются для пересчёта общеевропейской цены на каждый конкретный продукт в национальные валюты и пересмотра цен в случае изменений валютных курсов стран — членов ЕС.
(б) Подвижные ставки импортных пошлин используются для повышения цен на импорт до уровня внутренних цен (это относится к вышеназванным продуктам), таким образом обеспечивая конкурентоспособность всей продукции ЕС. 25% фермерских хозяйств ЕС, на которые не распространяется прямая ценовая поддержка, полагаются исключительно на тарифную защиту, позволяющую поддерживать на высоком уровне цены внутреннего рынка.
(в) экспортные субсидии позволяют фермерам ЕС снизить свои экспортные цены и тем самым успешно конкурировать на мировых рынках.
(г) Дотации предоставляются фермерским хозяйствам для модернизации и совершенствования ими своего производства в целях повышения экономической эффективности аграрного сектора.
ЕАП — наиболее крупная статья расходов в общем бюджете ЕС. В 1991 г. расходы на неё составили 65% суммарных расходов ЕС. В последние годы свыше 90% бюджета ЕАП было затрачено на ценовую поддержку и экспортные субсидии.
Хотя ЕАП может претендовать на ряд успехов (прежде всего достижение самообеспечения ЕС многими продуктами питания), критики заявляют, что она имеет множество недостатков: потребители проигрывают, поскольку им приходится платить чрезмерно высокие цены за продукты питания; ресурсы размещаются нерационально, так как неэффективные, несущие большие затраты фермерские хозяйства слишком сильно защищены и слишком мало средств направляется на долгосрочные структурные реформы и модернизацию сектора; цены, искусственно завышаемые за счёт закупок непроданных товаров, стимулируют общее перепроизводство и имеют своим результатом крупные излишки продукции, которую дорого хранить и трудно распродать; и, наконец, субсидируемый экспорт из ЕС может снизить мировые цены на сельскохозяйственную продукцию, значительно затрудняя существование развивающихся стран, многие из которых (особенно страны, не заключившие Ломейское соглашение) уже понесли тяжёлый урон в результате отклонений в торговле стран ЕС (см. переориентация торговли).
См. поддержка доходов, генеральное соглашение по тарифам и торговле
ЛОМЕЙСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ
(Lome agreements) — соглашения, подписанные в 1975 и 1979 гг. между европейским сообществом и 58 африканскими, карибскими и тихоокеанскими странами (АКТ), обеспечивающие свободный от тарифов вход на рынок ЕС поставщиков сырьевых продуктов и производителей промышленных товаров из этих стран. Соглашения также предусматривают оказание экономической помощи странам АКТ из средств европейского фонда регионального развития и европейского инвестиционного банка и содержат схемы Stabex и Minex, используемые для стабилизации экспортных доходов тех стран, экономическое положение которых находится в тесной зависимости от экспорта сельскохозяйственных и сырьевых продуктов.
ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ТОРГОВЛИ
(trade diversion) — изменение в направлении международной торговли, происходящее в результате образования таможенного союза или зоны свободной торговли. Торговый союз (зона свободной торговли) предполагает устранение таких препятствий для торговли между странами — членами соглашения, как импортные пошлины и квоты, и установление или повышение торговых барьеров в отношении стран, не являющихся членами соглашения. Это приводит к расширению торговли между участниками соглашения, но часть этого увеличения происходит за счёт остальных стран, чей импорт оказывается вытесненным из таможенного союза (зоны свободной торговли). Таким образом, для мирового экономического благосостояния это будет менее выгодно, чем в случае уменьшения импортных пошлин «на всех границах».
См. также общее соглашение по тарифам и торговле
Можно искать материалы на всех сайтах Экономической школы:
Вернуться на страницу "Указатель терминов"
Координация материалов. Экономическая школа