100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





 

НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (normative economics) — изучение того, что «должно быть», а не того, что «есть». Например, утверждение, что «люди, имеющие большой доход, должны платить больший подоходный налог, чем люди с низким доходом» является нормативным. Нормативные утверждения отражают субъективные ценностные суждения людей о том, что хорошо и что плохо, и опираются на этические понятия, такие как «справедливость», а не на строгие экономические обоснования. Фактические экономические эффекты структуры налогообложения, при которой богатые несут более тяжкое бремя налогов, чем бедные (например, налог на расходы и сбережения), являются предметом изучения позитивной экономической теории.

 

См. экономика благосостояния.

 

 

ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (positive economics) — учение о том, что есть в экономике, а не о том, что должно быть. Например, утверждение, что «уменьшение налогов ведёт к увеличению расходов на потребление», может быть подтверждено или опровергнуто на практике при изучении влияния налогообложения на расходы. Позитивная экономическая теория стремится выявить отношения между экономическими переменными, квантифицировать и измерить эти отношения, а также предсказать, что произойдет, если та или иная переменная изменится. Ср. нормативная экономическая теория.

 

 

 

ПРОВЕРКА ДЕНЕЖНОЙ ОЦЕНКИ (value for money audit) — проверка того, обеспечивает ли государственное учреждение или частная фирма «ценность за деньги» («value for money») при предложении товаров или услуг. Обычно в ходе этой проверки проводится независимый анализ организации, учреждения или фирмы с точки зрения выпуска продукции и формирования затрат; кроме того, при проведении проверки определяется, есть ли возможность для повышения эффективности затрат.

 

См. анализ «затраты —выгоды».

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (environmental impact assessment) — определение воздействия на окружающую среду инвестиционного проекта (см. инвестиции), например строительства новой дороги или обводного канала. Она необходима для того, чтобы выяснить степень загрязнения окружающей среды и разрушения природной среды обитания. Органы государственной власти в Европейском сообществе в настоящее время требуют, чтобы производилась оценка воздействия на окружающую среду государственных инвестиционных проектов.

 

См. анализ «затраты—выгоды».

 

 

ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ (utility function) — функция, выражающая полезность в зависимости от количества товаров и услуг, которое потребляет индивид:

Для того чтобы достичь РАВНОВЕСИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ, индивид должен выбрать в соответствии со своими предпочтениями такую комбинацию благ, которая максимизирует общую полезность при данном его доходе.

 

См. кардиналистская полезность, ординалистская полезность, предельная полезность.

 

 

КАРДИНАЛИСТСКАЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ (cardinal utility) — (субъективная) полезность или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления продукта, измеренные в абсолютных величинах. Таким образом, подразумевается, что можно измерить точную величину полезности, извлекаемой из потребления продукта. Ранее экономисты полагали, что полезность может быть измерена в условных единицах — ютилах. Однако поскольку была доказана невозможность создания точного измерителя кардиналистской полезности, эта идея была вытеснена в теории равновесия потребителя концепцией ординалистской полезности.

 

См. убывающая предельная полезность.

 

 

 

ОРДИНАЛИСТСКАЯ (ПОРЯДКОВАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ (ordinal utility) — (субъективная) полезность, или удовлетворение, которую потребитель извлекает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале. В концепции ординалистской полезности признаётся, что количество полезности, полученной от потребляемого блага, не может быть измерено численно, как это подразумевается критериями кардиналистской (количественной) полезности. Вместо этого ординалистские критерии предполагают упорядочение потребителем своих предпочтений в отношении благ. Потребитель классифицирует выбор благ по степени удовлетворения: 1-й выбор — наибольшее удовлетворение, 2-й выбор — меньшая степень удовлетворения, 3-й выбор — ещё меньшая степень удовлетворения и т. д. Такая ординалистская классификация даёт ясное представление о предпочтениях потребителей относительно благ, но не даёт чёткого представления о различиях удовлетворения между 1-ми 2-м выборами, 2-м и 3-м выборами и т. д.

 

Критерии ординалистской (порядковой) полезности позволяют изобразить предпочтения потребителя в отношении двух благ в виде кривых безразличия, каждая из которых представляет различные комбинации двух благ, приносящие ему одинаковое удовлетворение. Действуя рационально (см. экономический человек), потребитель будет всегда стремиться находиться на максимально возможной кривой безразличия, хотя увеличение получаемого удовлетворения при движении от низкой к более высокой кривой безразличия не может быть определено количественно. Тем не менее карта безразличия может быть использована для построения кривых спроса.

См. Журнал Экономическая школа. Лекция 12. Количественная полезность и спрос. Лекция 13. Порядковая полезность и спрос

 

ТЯГОСТЬ (disutility) — неудовольствие или неприятное ощущение, которое испытывает индивид при потреблении какого-то продукта или во время работы.

Ср. полезность

 

 

ПОЛЕЗНОСТЬ (utility) — удовлетворение или удовольствие, которое индивид получает от потребления товара или услуги.

 

См. ютил, кардиналистская полезность, ординалистская полезность, предельная полезность, общая полезность, функция полезности, убывающая предельная полезность

 

 

ЮТИЛ (util) — теоретическая мера полезности, получаемой от потребления товара или услуги.

 

См. кардиналистская полезность, предельная полезность, ординалистская полезность, общая полезность

 

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

  

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

 







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru