100 Hot Books (Амазон, Великобритания)




 

ИЗБЫТОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ (overmanning) — использование большего количества труда, чем необходимо для эффективного осуществления определённой экономической деятельности. Избыток рабочей силы может быть следствием плохой организации труда или ограничительной трудовой практики, спровоцированной профсоюзами.

 

 

ИЗБЫТОК ТРУДА (lump of labor) — утверждение, что объём работы в экономике таков, что при уменьшении числа людей, необходимых для производства данного объёма продукта, безработица должна расти. Из этого следует, что трудосберегающий технический прогресс неизбежно ведёт к росту безработицы.

 

Данное утверждение ошибочно по двум причинам:

(а) в нём содержится допущение, что экономика уже производит все возможные продукты, в которых нуждается общество, и игнорируется тот факт, что труд, вытесненный из одной отрасли экономики, может быть передислоцирован для производства большего количества товаров и услуг в какой-либо другой сфере экономики;

(б) технический прогресс создаёт свой собственный спрос, что ведёт к повышению производительности и уровня заработной платы, увеличивая, таким образом, покупательную способность в экономике, что, в свою очередь, порождает рост объёма выпуска и занятости.

 

 

РАБОЧАЯ СИЛА, или ЗАНЯТОЕ НАСЕЛЕНИЕ (labour force or working population) — общее количество работников, имеющихся в данной стране. Рабочая сила включает в себя людей, занятых на производстве в настоящее время (наёмные работники), самозанятых и безработных. Величина рабочей силы зависит от численности населения данной страны и доли в нем людей, готовых работать (см. доля трудоспособного населения).

 

Рабочая сила вместе с запасом капитала определяет потенциал совокупного предложения в данной стране. Ниже показана численность рабочей силы в четырех крупнейших промышленно развитых странах.

 

Численность рабочей силы, 1991 г. (тыс. чел.)

 

 

Структура рабочей силы (в частности, возрастная), а также её численность могут существенно влиять на потенциальное предложение в экономике. В стране с преобладанием доли молодёжи в рабочей силе легче осуществлять переквалификацию работников, необходимую для реализации преимуществ новых технологий.

 

См. рынок труда, потенциальный валовой национальный продукт, экономический рост.

 

 

Х-НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ (X-inefficiency) — разрыв между фактическими и минимально достижимыми затратами производства. См. рис. 151. Согласно традиционной теории предложения, все фирмы всегда действуют в соответствии со своими кривыми минимально достижимых затрат. Напротив, концепция Х-неэффективности постулирует, что фирмы, как правило, действуют с более высокими затратами. Это происходит, например, из-за несовершенств в организации труда (ограничительной трудовой практики, включающей избыток рабочей силы, демаркационные границы), координации производственной деятельности (неэффективное использование ресурсов и управление ими, возникающее из-за бюрократических проволочек), а также из-за недостатка стимулов у рабочих в достижении максимальных объёмов выпуска. Х-неэффективность часто существует в больших организациях, которым недостает эффективной конкуренции, чтобы «держать их в тонусе» (особенно в случае монополий).

 

 

См. также производительность, организационный «жирок».

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ «ЖИРОК » (organizational slack) — средства организации, предназначенные для удовлетворения потребностей её подразделений в излишках ресурсов, необходимых им для выполнения задач компании. Организации стремятся увеличивать объём организационного «жирка», когда они действуют в условиях низкоконкурентных, олигополистических рынков (см. олигополия) посредством увеличения штатов и т. д. Такой «жирок» служит резервным запасом ресурсов, который компания может использовать при наступлении неблагоприятных условий. Сталкиваясь с ухудшением экономической обстановки, организация может оказать давление на субъединицы для урезания организационного «жирка» с целью сохранения возможностей достижения своих основных целей. Сталкиваясь с растущей рыночной конкуренцией, организация будет действовать как «голодный корабль» всё в большей и большей степени. Организационный «жирок» будет сокращаться всё больше, пока в предельном случае совершенной конкуренции он не станет равным нулю, и максимизация прибыли станет единственной целью.

 

Концепция организационного «жирка» является одним из компонентов поведенческой теории фирмы и во многих аспектах имеет сходство с концепцией х-неэффктивности.

 

См. также производительность.

 

 

СТРУКТУРНАЯ БЕЗРАБОТИЦА (structural unemployment) — длительная безработица, вызванная упадком отдельных отраслей и изменениями производственных процессов. Она возникает, когда изменяющаяся структура спроса перестает соответствовать существующей структуре производства до такой степени, что появляется избыточная рабочая сила. Эта долговременная тенденция заставляет работников искать новые рабочие места за пределами отраслей, находящихся в упадке, нередко даже в другой части страны. Одной из проблем, с которыми столкнулось большинство государств, был упадок в отраслях тяжёлого машиностроения, сталепрокатном производстве и судостроении, в частности на севере Англии и в Шотландии. Технический прогресс и иностранная конкуренция вызвали сокращение спроса на товары этих отраслей, что привело к массовой безработице. Для противодействия такого рода безработице нужны программы переобучения для лишившихся работы, содействие в перемещении в другие регионы, где имеются свободные рабочие места. Кроме того, нужны также финансовые стимулы, побуждающие растущие новые отрасли к перемещению в районы высокой концентрации отраслей, переживающих упадок.

 

См. региональная политика, деиндустриализация, экономика предложения.

 

 

ТРУД (labour) — вклад рабочей силы в производственную деятельность как в физическом (например, сборка автомобилей), так и в умственном (например, разработка системы управления) плане. Труд — один из трёх основных факторов производства наряду с природными ресурсами и капиталом.

 

См. также экономический рост, человеческий капитал.

 

 

ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТИ (labour theory of value) — теория, разработанная экономистами-классиками (в частности, А. Смитом и Д. Рикардо). Эта теория основывается на предположенин, что ценность блага определяется количеством труда, необходимого для производства этого блага. Таким образом, соотношение равновесных цен двух товаров прямо пропорционально затратам труда в производстве этих товаров.

 

 Смит был первым, кто выдвинул трудовую теорию ценности, хотя он и признавал, что ценность товара должна определяться также и стоимостью других ресурсов: рентой, заработной платой и прибылью, даже если труд составляет большую часть конечной стоимости товара. Рикардо также допускал, что прибыль и рента должны приниматься в расчёт, но утверждал, что это ничуть не умаляет определяющей роли затрат труда в определении обменного соотношения между двумя благами. К. Маркс развил идеи Рикардо, разложив трудовую ценность на три составные части: «постоянный капитал» (капитал, вложенный в производство), «переменный капитал» (затраты на оплату труда) и «прибавочную стоимость» (величина, на которую ценность превышает сумму затрат труда и капитала в производственном процессе). Там, где есть прибавочная стоимость, имеет место эксплуатация труда, так как работники получают за свой труд меньше полной ценности, созданной их трудом.

 

На смену трудовой теории ценности в конце XIX в. пришла теория распределения на основе предельной производительности, которая позволяет учитывать затраты всех факторов, а не только труда, в производственном процессе.

 

См. классическая экономическая теория.

 

 

ТЕОРИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ (marginal productivity theory of distribution) — теория функционального распределения дохода, согласно которой факторы производства (труд и т. д.) получают вознаграждение за свои услуги в производстве продуктов (заработная плата и т. д.), равные их предельному факторному доходу.

 

 

НАЁМНЫЙ РАБОТНИК (employee) — человек, нанятый другим человеком или фирмой для предоставления услуг труда в качестве фактора производства товаров или услуг.

Ср. работодатель, самозанятый

 

 

РАБОТОДАТЕЛЬ (employer) — человек или фирма, которая нанимает труд в качестве фактора производства товара или услуги.

Ср. наёмный работник, рынок труда

 

 

САМОЗАНЯТЫЙ (self-employed) — лицо, оказывающее трудовые (см. труд) и управленческие услуги в качестве факторов производства своей собственной фирме для производства товара или услуги. Самозанятые лица действуют как предприниматели, ибо они берут на себя бремя рисков, связанных с ведением дела, обеспечивают частично или полностью капитал и зачастую приглашают наёмных работников для выполнения некоторой части требуемых рабочих заданий. Самозанятые лица составляют значительную часть работников в таких сферах хозяйственной деятельности, как коммунальные услуги, специализированная розничная торговля и парикмахерские.

 

См. рабочая сила, рынок труда

 

ЗАНЯТОСТЬ (employment) — использование труда в качестве фактора в производстве товара или услуги.

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:


 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru