100 Hot Books (Амазон, Великобритания)




 

ПРОБЛЕМА ПРИНЦИПАЛА-АГЕНТА (principal-agent problem) - проблема относится к ситуации в теории фирмы, когда возникает конфликт интересов менеджеров фирмы и акционеров. Принципал (т.е. акционер) заинтересован в работе фирмы, но назначает агента (т.е. управляющего) для руководства ее деятельностью. Принципал не может полностью контролировать действия агента, что часто ведет к возникновению упомянутой проблемы.

 

См. поведенческая теория фирмы (behavioural theory of the firm), Оливер И. Уильямсон. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа (THESIS, 1993, вып.3), Асимметрия информации, Асимметрия информации | Проблема "принципал-агент", Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.В.Ковалева. СПб 2001 г. Т.1.ХХХ+497 с.,Т.2. 669 с. Теория агентских отношений

 

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ФИРМЫ (managerial theories of firm) - теории, разработанные исходя из убеждения, что современный капитализм (capitalism) характеризуется преобладанием в производственном секторе крупных корпораций, в которых собственность и управление разделены, соответственно, между акционерами и управляющими. Из этого положения вытекает, что при имеющихся несовершенных рынках капитала и неконкурентных рынках продукта управляющие имеют возможность стремиться к целям, отличным от максимизации прибыли (profit maximization).

В управленческих теориях фирмы для формализации ее целей обычно используются функции полезности управляющих (utility function). Прогноз деятельности фирмы может быть получен тогда, когда максимизация определенного показателя осуществляется при заданных ограничениях. Например, в теориях роста фирм (growth theories of the firm) предполагается, что менеджеры стремятся максимизировать функцию полезности, аргументами которой являются рост и отношение рыночной цены акции компании к ее номиналу (valuation ratio). Такая максимизация осуществляется в условиях накладываемых рынком капитала ограничений, которые устанавливают, что отношение стоимости акций фирмы к их номиналу должно иметь значение, большее или равное тому, при котором самая опасная фирма-рейдер (raider firm) может попытаться купить данную компанию (см. поглощения  слияния)

 

Главными управленческими теориями фирмы являются гипотеза У.Баумоля о максимизации продаж (sales maximization hypothesis), модель свободы действий управляющих (managerial discretion) О.Э.Уильямсона и теория роста фирмы Мэрриса. (См. также corporate capitalism.) managerial utility function (функция полезности управляющих): Зависимость, определяющая аргументы, от которых зависит иерархия предпочтений руководителей фирмы. Среди обычно используемых переменных — рост фирмы, затраты на персонал, отношение рыночной цены акции компании к ее номиналу (valuation ratio) и участие менеджеров в прибылях.

 

См. Фриц Махлуп.Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористические и управленческие

 

 

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СКУПКА (management buy-in) — покупка компании или её подразделения небольшой группой акционеров (чаще всего бывших управляющих компании), которые впоследствии формируют ядро новых руководящих структур в этой компании или в подразделениях.

 

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ВЫКУП (management buy-out) — покупка фирмы или её подразделения функционирующими в настоящий момент управляющими. При покупке фирмы акционеры могут быть готовы к принятию финансовых условий, на которых управляющие совершают покупку, так как акционеры больше, чем посторонний покупатель или партнёр по слиянию, склонны к уступкам. В этих случаях управленческие выкупы часто мотивируются как «защитная мера», вызванная боязнью управляющих потерять свои места при новом, враждебном по отношению к ним владельце. Продажа дочерней компании или подразделения фирмы их функционирующему в данный момент руководству зачастую предпринимается как средство отторжения материнской компании от определённого вида бизнеса, а не в целях слияния или поглощения. В интересах акционеров фирм финансовые детали подобных операций должны сохраняться в тайне. Управленческие выкупы обычно финансируются извне, с участием специалистов по рисковому капиталу и банков.

 

См. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.В.Ковалева. СПб 2001 г. Т.1.ХХХ+497 с.,Т.2. 669 с. Эффективность рынка и соотношение между риском и доходностью, П.А.Ватник. Теория риска

 

 

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ДОХОД НА АКЦИЮ (earnings per share) — чистая прибыль за вычетом налогов, начисляемая владельцам обыкновенных акций акционерной компании, делённая на количество обыкновенных акций.

 

 

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ДОХОДНОСТЬ АКЦИИ (earnings yield) — чистая прибыль за вычетом налогов в расчёте на одну обыкновенную акцию (потенциальный доход на акцию) акционерной компании за данный отчётный период, выраженная в процентах от текущего рыночного курса акции. Например, если прибыль за вычетом налогов равна 1 ф. ст. на одну акцию и рыночный курс акции равен 10 ф. ст., то потенциальная доходность акции составит 10%. Потенциальная доходность акции является обратной величиной отношения цена—прибыль.

 

Потенциальная доходность акции зависит от дивидендного дохода и покрытия дивиденда. Например, если дивидендный доход равен 5% и сумма дивидендов в два раза меньше прибыли, то потенциальная доходность акции составит 5% х 2, или 10%.

 

СИСТЕМА УЧАСТИЯ РАБОТНИКОВ В СОБСТВЕННОСТИ (employee share ownership plan (ESOP)) — система, в соответствии с которой работники приобретают акции компании, в которой они заняты. Конечно, работники могут купить акции своей компании на открытом рынке, или компании могут просто подарить им акции. Однако в последнее время многие компании стали применять систему участия работников в собственности, в соответствии с которой часть акций компании официально передаётся работникам, что поощряется в Великобритании налоговыми скидками.

 

ESOP рассматривается в качестве средства увеличения привязанности и обязательности работников по отношению к фирме, что призвано снизить текучесть кадров и стимулировать рост производительности.

 

См. участие в прибылях, участие рабочих в управлении производством

 

 

УЧАСТИЕ В ПРИБЫЛЯХ (profit sharing) — распределение определённой части прибыли между наёмными работниками компании. Это распределение может осуществляться в форме ежегодных премий, зависящих от прибылей за предыдущий год, или в форме части ежемесячных или еженедельных платежей (см. оплата в зависимости от прибыли). Менее прямые формы участия в прибылях — размещение среди работников акций компании, оплачиваемых из прибылей, и предоставление работникам права покупки акций в любой будущий момент времени по текущей цене дают возможность получения дохода как в виде дивидендов по акциям, так и в виде роста стоимости акций в результате увеличения рентабельности фирмы (см. система участия работников в собственности). К системе участия в прибылях зачастую прибегают для того, чтобы повысить заинтересованность работников в повышении производительности.

 

 

УЧАСТИЕ РАБОЧИХ (В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ) (worker participation) — вовлечение наёмных работников в процесс принятия решений фирмы, которая извлекает из этого выгоду, так как работники лучше знают специфику работы, которую они выполняют. Участие рабочих в управлении производством, как правило, относится к таким процессам или видам деятельности, которые происходят на рабочих местах: в частности, передача функций планирования работы рабочим группам или «кружкам качества».

 

Термин «производственная демократия» часто употребляется в качестве синонима термина «участие рабочих в управлении производством», но на самом деле производственная демократия предполагает участие рабочих в принятии решений на высших уровнях организации (вплоть до уровня совета директоров). Если участие рабочих в управлении производством подразумевает непосредственное вовлечение всех наёмных работников, то производственная демократия — систему представительства и совместных консультаций между представителями рабочих и администрацией, а также систему рабочих директоров (т. е. представительства рабочих в совете директоров).

Cистема участия работников в собственности может повысить уровень их участия в управлении производством посредством предоставления работникам дополнительной информации и получения ими статуса акционеров фирмы.

 

Экономисты неоднозначно оценивают влияние, которое оказывает участие рабочих в управлении производством, на экономическую эффективность.

 

На оперативном уровне участие рабочих в управлении производством может увеличить производительность (объём выпуска на человека) благодаря предоставлению больших полномочий рабочим группам. На стратегическом уровне основные решения, относящиеся к новым инвестициям и т. д., могут быть менее эффективными, если в их принятии занято слишком большое количество заинтересованных сторон, так как такие решения требуют более беспристрастного и независимого рассмотрения, учитывающего долгосрочные последствия принимаемых решений.

 

 

 

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа 







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru