СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ (balanced budget) — ситуа­ция, когда государственные расходы равны поступлениям от налогообложения и других государственных доходов. Боль­шинство государств использует несбалансированный бюджет как средство регулирования экономической активности.

Когда государство расходует больше, чем оно получает в виде налогов, имеет место бюджетный дефицит. Когда государство расходует меньше, чем оно получает в виде налогов, возникает бюджетный излишек.

 

 

МУЛЬТИПЛИКАТОР СБАЛАНСИРОВАННОГО БЮДЖЕТА (ba­lanced budget multiplier) — изменение совокупного спроса, вызванное изменением государственных расходов, которое точно компенсируется изменением доходов от налогообложе­ния и из других источников. Изменение государственных рас­ходов оказывает непосредственное воздействие на спрос и вы­зывает такое же изменение дохода. Напротив, изменение нало­гообложения не изменяет совокупный доход на ту же величину, поскольку часть возросшего (сократившегося) располагаемого дохода будет возмещена изменением СБЕРЕЖЕНИЙ. Следова­тельно, увеличение государственных расходов и налогообложе­ния на равную сумму приведёт к росту совокупного спроса и доходов, тогда как снижение государственных расходов и нало­гообложения на равную сумму — к сжатию в экономике.

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ (budget (government)) — сме­та планируемых государственных доходов и расходов на фи­нансовый год. Главными источниками текущих доходов, как это показано на рис. 12а, являются; налогообложение (особен­но подоходный налог и налог на потребление) и государствен­ные страховые взносы. Главные текущие государственные расходы: предоставление товаров и услуг (прежде всего зар­платы работникам медицинской, образовательной сфер, поли­ции и других секторов общественных услуг) и трансфертные платежи (пенсии по старости и т. д.).

Основные назначения бюджета: (а) он формирует основу для долгосрочного планирования государством своих экономических и социальных задач; (б) он служит инструментом фискальной политики при регулировании уровня (и структуры) совокупного спроса в экономике, бюджетный излишек (превышение доходов над расходами) сокращает уровень совокупного спроса. Напротив, бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами) повы­шает совокупный спрос. На рис. 12б показан бюджетный дефи­цит (и излишек) за прошедшее десятилетие.

 

 

 

 

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (fiscal policy) — институт системы управления спросом, предназначенный для регулирования уров­ня экономической активности в стране путём изменения нало­гообложения и государственных расходов.

Налоговые власти (в Великобритании это прежде всего ми­нистерство финансов) могут использовать ряд мер для изменения совокупного спроса или общих расходов: прямые налоги на частные лица (подоходный налог) и компании (налог на корпорации) могут быть увеличены, если необходимо сократить общие расходы, например для снижения инфляции (повышение подоходного налога уменьшает располагаемый доход людей, и аналогично повышение налога на корпорации приводит к сокращению части прибыли, идущей на выплату дивидендов и реинвестиции). Другой способ снижения расходов — повышение косвенных налогов: увеличение налога на добавленную стоимость, затрагивающее все продукты, или увеличение акцизов по отдельным продуктам (таким как бензин и сигареты), повышение их цены вызовет понижение покупательной способности потребителей. Правительство может воздействовать на общие расходы в экономике, изменяя свои собственные расходы. Так, сокращение государством текущих закупок продуктов или капиталовложений понижает общий уровень расходов в экономике. Налоговые поступления и государственные расходы связаны в государственном бюджете: общий уровень расходов в экономике можно сократить, повысив налоги и урезав расходы. В этом случае образуется излишек госбюджета. Если цель состоит в увеличении общих расходов, то правительство должно пойти на бюджетный дефицит, снижая налоги и увеличивая свои расходы. Снижение государственных расходов и рост налогов (изъятия из кругооборота национального дохода) приводят к сокращению совокупного спроса и через эффект мультипликатора ослабляют инфляционное давление при «перегреве» экономики. Напротив, повышение государственных расходов и/или понижение налогов (вливания в кругооборот национального дохода) стимулируют совокупный спрос и через эффект мультипликатора создают дополнительные рабочие места, уменьшая уровень безработицы. На рис. 133 показано увеличение совокупного спроса с AD до AD1 и национального дохода с Y до Y1 под действием повышения государственных расходов и/или снижения налогов, а также падение совокупного спроса с AD до AD2 и национального дохода с Y до Y2 в результате сокращения государственных расходов и/или повышения налогов.

 

 

Использование бюджетного дефицита в качестве средства борьбы с безработицей впервые было предложено ДЖ. КЕЙНСОМ в 1920-1930 гг. С широким принятием после 1945 г. западными странами кейнсианских идей фискальная политика стала применяться как основное средство «точной настройки» экономики с целью достижения полной занятости.

На практике использование фискальной политики в качестве инструмента краткосрочной стабилизации встречает определённые трудности, уменьшающие её эффективность. Изменение налоговых ставок (особенно ставок подоходного налога) с административной точки зрения трудно предпринять, и осуществление этого изменения займёт известное время. Точно так же значительная часть государственных расходов, например, на школы, дороги, больницы и оборону, отражает долгосрочные экономические и социальные обязательства и не может быть пересмотрена без длительного процесса лоббирования. Кроме того, изменение ставок налогообложения и расходов вызывает эффект мультипликатора (т. е. определённое исходное изменение расходов увеличивается в несколько раз и распространяется по всей экономике), масштабы которого трудно предсказать.

 

Более того, использование фискальной политики для поддержания совокупного спроса на высоком уровне, с тем чтобы достичь полной занятости, зачастую ведёт к инфляции спроса.

 

Опыт применения фискальной политики показал, что краткосрочный подход к экономическому управлению оказывается не особенно удачным при стабилизации экономики. Поэтому в последние годы большая значимость стала придаваться среднесрочному управлению экономикой.

 

БЮДЖЕТ (budget) — план доходов и расходов государства, фирмы, домашнего хозяйства на определённый срок.

 

См. государственный бюджет, бюджет домашнего хозяйства, бюджет фирмы.

 

 

БЮДЖЕТ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА (budget (housenold)) — планируемые доходы и расходы домохозяйства на определённый период времени. Расходы домохозяйства зависят от его располагаемого дохода. Теория поведения потребителя пытается объяснить, как домохозяйства или индивиды распределяют свой доход, расходуя его на различные товары и услуги.

 

См. равновесие потребителя.

 

БЮДЖЕТ ФИРМЫ (budget (firm)) — план доходов и расходов фирмы на определённый предстоящий период. Годовые или ежемесячные бюджеты продаж, производства, затрат и капитальных расходов позволяют фирме планировать будущую деятельность и, собирая фактические данные о продажах, производственных затратах и т. п., сравнивать их с бюджетом, чтобы более эффективно контролировать эту деятельность.

 

ФИНАНСОВЫЙ ГОД (fiscal year) — операционный год правительства, который продолжается в Великобритании с 6 апреля текущего года по 5 апреля следующего года. Во многих странах финансовый год часто не совпадает с календарным годом. В США конец финансового года приходится на 30 июня.

 

См. государственный бюджет

 

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:


 

  

Вернуться на страницу «Указатель терминов»

Координация материалов. Экономическая школа





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru