100 Hot Books (Амазон, Великобритания)
ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ
(crowding-out effect) — увеличение государственных расходов, которое приводит к уменьшению уровня расходов частного сектора. Финансовое вытеснение, описываемое в примечании к рис. 148, обусловлено лишь постоянством денежной массы, которое вызывает недостаток дополнительных заёмных средств для финансирования добавочных государственных расходов.
Если денежная масса фиксирована, то связанное с дополнительными государственными расходами увеличение потребностей государственного сектора в займах будет по мере роста государственных займов приводить к росту ставок процента, что уменьшит стимулы к инвестициям частного сектора. С другой стороны, если бы дополнительные заёмные средства можно было бы получить, скажем, из-за границы, то финансирование дополнительных займов правительства ненамного повысило бы процентные ставки и оказало бы незначительное влияние на частные инвестиции.
Термин «вытеснение» используется также в более широком смысле для описания последствий крупных государственных расходов при ограниченных национальных ресурсах, которых, таким образом, остаётся меньше для осуществления частных потребительских расходов, инвестиций частного сектора и экспорта. Такое реальное вытеснение будет иметь место лишь в той степени, в которой общий объём национальных ресурсов фиксирован и они полностью используются, так что увеличение спроса государственного сектора на ресурсы уменьшает их количество, остающееся в распоряжении частного сектора. Когда же можно привлечь недоиспользуемые ресурсы, есть возможность удовлетворить спрос как государственного, так и частного секторов.
См. передаточный механизм (См.: связь предложения денег и расходов), предельная эффективность капитала/инвестиций.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ
(government (public) expenditure) — текущие расходы и инвестиции центрального правительства и местных властей, осуществляемые с целью предоставления общественных благ и услуг (здравоохранение, образование, оборона, пути сообщения и т. д.), рыночных товаров и услуг (уголь, почтовые услуги и т. д.) и трансфертных платежей (пособия по безработице, государственные пенсии и т. д.). В модели кругооборота национального дохода трансфертные платежи исключаются из государственных расходов, поскольку они не являются вознаграждением за производительские услуги (т. е. не увеличивают общий выпуск), но представляют собой простое перераспределение поступлений от одних домашних хозяйств к другим.
Государственные расходы финансируются путём налогообложения и заимствований (см. потребность государственного сектора в займах).
Государственные расходы — важный компонент совокупного спроса в кругообороте доходов (расходов). Они используются в качестве инструмента фискальной политики при регулировании уровня расходов в экономике. Однако изменение государственных расходов в коротком периоде нелегко осуществить из-за административных и политических трудностей, особенно в тех случаях, когда сокращение расходов направлено на уменьшение совокупного спроса. Например, в коротком периоде трудно добиться сокращения расходов на здравоохранение, образование и т. д. (из-за высокой трудоемкости этих видов деятельности при низкой доходности), не подрывая системы общественных услуг; в то же время сокращение трансфертов беднейшим членам общества политически непопулярно. Кроме того, если главный удар перемен падает на государственные инвестиционные расходы, это может серьёзно подорвать долгосрочные инвестиционные проекты, в то же время сокращение расходов приводит к разрушению социальной инфраструктуры. Вдобавок к этому, если государственные расходы включают закупку товаров и услуг у предпринимательского сектора, изменения могут оказать сильнейшее воздействие на положение частного сектора.
См. общественные блага, государственный бюджет, коллективные блага, эффект вытеснения.
ЛИМИТЫ НАЛИЧНОСТИ
(cash limits) — средство контроля над расходами государственного сектора, заключающееся в установлении для департаментов правительства или национализированных отраслей максимума общих расходов, причём льготы в связи с инфляцией сознательно не делаются.
См. государственные (правительственные) расходы
ПОТРЕБНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ЗАЙМАХ (public-sector borrowing requiriment (PSBR)) — превышение государственных расходов над доходами от налогообложения, требующее от правительства компенсировать разницу с помощью займа денег у банковской системы (посредством эмиссии казначейских векселей) или у общества (посредством эмиссии долгосрочных облигаций), бюджетный дефицит используется в качестве инструмента фискальной политики как средство увеличения общих расходов (совокупного спроса) в экономике.
Размер номинальных займов государственного сектора зависит не только от планируемых расходов государства и его дохода от налогообложения (т. е. от фискальной позиции), но также и от уровня экономической активности и темпа инфляции.
Колебания экономической активности ведут к изменениям потребностей в займах. Эти потребности имеют тенденцию увеличиваться во время спада, когда общая сумма налоговых поступлений падает, а выплаты пособий по социальному обеспечению растут в ответ на снижение доходов и рост безработицы, и уменьшаться во время экономического подъёма, когда общая сумма налоговых поступлений растёт, а выплаты пособий по социальному обеспечению сокращаются в ответ на рост доходов и снижение безработицы (см. автоматические (встроенные) стабилизаторы). Для того чтобы устранить воздействие на потребности в займах со стороны циклических колебаний экономической активности, связанных с деловыми циклами, необходимо подсчитать циклически скорректированные заёмные потребности. Устраняя воздействие эффекта циклических колебаний на состояние государственного бюджета, циклически скорректированные заёмные потребности характеризуют их возможный уровень при «трендовом» уровне экономической активности.
Инфляция также воздействует на номинальные потребности государственного сектора в займах, так как если большая часть долга государственного сектора определена в номинальном выражении, его реальная ценность падает обратно пропорционально темпу инфляции, снижая реальную ценность государственных обязательств. Реальный уровень заёмных потребностей определяется по текущему с учётом воздействия инфляции на реальную стоимость запаса долга государственного сектора (потребности государственного сектора в займах, скорректированные с учётом инфляции). Таким образом, для данных реальных заёмных потребностей более высокий темп инфляции подразумевает высокий номинал этих потребностей. При учёте эффекта инфляции 1970-х гг. высокий номинальный уровень займов (обозначающий большой финансовый дефицит) показывает достаточно скромный уровень реальных заёмных потребностей (обозначающий финансовый избыток). Государственный сектор накапливает номинальный запас своего долга с темпом меньшим, чем темп, с которым инфляция фактически уменьшает ценность займов, полученных в прошлом.
Существуют три основных способа, с помощью которых государство может финансировать свои заёмные потребности:
(а) заём денег у частных лиц, фирм и финансовых структур частного сектора путём продажи государственных облигаций и векселей; установление высоких процентных ставок по этим ценным бумагам сделает государственный долг привлекательным для кредиторов;
(б) заём денег у зарубежных кредиторов путём продажи государственных ценных бумаг; такие займы воздействуют на платёжный баланс;
(в) краткосрочный денежный заём у системы коммерческих банков путём продажи им казначейских векселей. Это способствует увеличению резервных активов банков, позволяя им, в свою очередь, увеличивать предоставляемые ими кредиты.
Первые два способа финансирования заёмных потребностей государственного сектора (продажа облигаций небанковскому частному сектору) могут привести к увеличению процентных ставок, но из-за того, что они обеспечивают стабильное (как правило, долгосрочное) финансирование государственных займов, они не оказывают влияния на предложение денег. Напротив, если государство не может финансировать все свои финансовые потребности из двух первых источников, оно должно обратиться за займом к банковской системе. Это практически аналогично дополнительной денежной эмиссии и ведёт к увеличению предложения денег.
Займы государственного сектора могут способствовать вытеснению (см. эффект вытеснения) частного сектора. Во-первых, с помощью облегчения большой части государственных расходов эти займы могут привести к реальному вытеснению, так как государственный сектор использует большую часть национальных ресурсов, оставляя меньшую на частные потребительские расходы, инвестиции и экспорт. Во-вторых, дополнительный государственный заём приведёт к увеличению процентных ставок и, таким образом, вызовет финансовое вытеснение, так как частные инвестиции снижаются из-за высоких процентных ставок.
Начиная с 1980 г. британское правительство публиковало среднесрочную финансовую стратегию, которая предусматривает определение ежегодных целевых показателей для заёмных потребностей государственного сектора, выраженных в процентах от валового национального продукта, хотя в 1990 г. эта стратегия стала иметь меньшее значение.
Если доходы государства от налогообложения превышают его расходы, то это приводит к отрицательным заёмным потребностям или к погашению долга государственного сектора (осуществляется погашение долгов прошлых лет).
См. связь предложения денег и расходов, монетаризм, государственные финансы, государственный бюджет, временная структура, государственный долг.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
(public finance) — раздел экономической науки, изучающий расходы и доходы органов государственной власти и воздействие, которое они оказывают на экономику. Когда сторонники классической экономической теории обратились к предмету государственных финансов, их внимание было сконцентрировано в основном на «доходной стороне» государственного бюджета — налогообложении. Начиная с 1930-х гг. (в эпоху господства кейнсианства) гораздо больший акцент был сделан на «расходной стороне» бюджета и на том воздействии, которое оказывает на экономику фискальная политика.
Государственный сектор является настолько значительной частью большинства экономических систем, что влияет фактически на все аспекты экономической жизни. Это происходит либо через расходы на товары и услуги, произведённые частным сектором, либо через выплату заработной платы работникам, занятым в государственном секторе, либо через выплату социальных пособий (пенсий, пособий по болезни и безработице). Финансирование этих расходов с помощью различных налогов (подоходного, на добавленную стоимость, на прибыль корпорации и т. д.), в свою очередь, влияет на уровень и структуру расходов частных лиц и организаций.
Государство планирует свои доходы и расходы на каждый финансовый год путём составления бюджета. Оно может планировать равенство доходов и расходов, стремясь к сбалансированному бюджету, или же оно может планировать превышение доходов от налогообложения над расходами, стремясь получить бюджетный излишек, который будет использован для погашения ранее накопленных долгов государственного сектора (см. государственный долг). Государство также может планировать превышение расходов над доходами, создавая бюджетный дефицит, который должен быть финансирован с помощью займов (см. потребность государственного сектора в займах).
Являясь инструментом выполнения правительством своих экономических и социальных обязательств, бюджет играет интегрирующую роль в фискальной политике, особенно при осуществлении политики по управлению спросом для снижения уровня безработицы и замедления темпов инфляции.
См. кейнсианская экономическая теория, прогрессивное налогообложение.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (national debt or government debt) — задолженность центрального правительства отечественным и иностранным кредиторам. Государственный долг возникает в результате превышения государственных расходов над доходами от налогообложения и других поступлений (бюджетный дефицит). Этот разрыв может возникать как следствие единичного события (например, финансирование ведения войны) или же отражать осуществление правительством стимулирующей (экспансионистской) фискальной политики.
Государственный долг в Великобритании оформляется в виде следующих финансовых инструментов: прежде всего краткосрочных казначейских векселей и долгосрочных облигаций, а также национальных сберегательных сертификатов. Процент по государственному долгу выплачивается из текущих бюджетных поступлений. |
Иногда размеру государственного долга придаётся слишком большое значение. Например, в 1991 г. государственный долг Великобритании составил 163 000 млн ф. ст. тогда как текущий валовой внутренний продукт составлял 574 000 млн ф. ст. Однако причин для тревоги нет, поскольку большую часть государственного долга составляет задолженность отечественным резидентам и институтам. С точки зрения модели кругооборота национального дохода выплаты процентов по государственному долгу отечественным кредиторам представляют собой трансфертные платежи и не являются чистым уменьшением реальных ресурсов экономики, т. е. не снижают её возможности по производству товаров и услуг. В 1991 г. 94% государственного долга Великобритании оставалось внутри страны, а выплаты на его обслуживание составляли всего 7% от общей суммы государственных расходов.
См. государственный бюджет, потребность государственного сектора в займах, погашение государственного долга.
ПОГАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
(public-sector debt repayment (PSDR)) — превышение государственных доходов от налогообложения над государственными расходами, что позволяет погасить некоторые займы, полученные в прошлом. бюджетный излишек используется в качестве инструмента фискальной политики как средство уменьшения общих расходов (совокупного спроса) в экономике. О том, как колебания уровня экономической активности и темпы инфляции влияют на состояние государственного бюджета, см. потребность государственного сектора в займах.
См. государственный долг
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗА СЧЁТ ЗАЁМНОГО КАПИТАЛА
(debt financing) — финансирование фирм и дефицита государственного бюджета путём выпуска ценных бумаг, таких как краткосрочные переводные векселя компаний и государственные казначейские векселя, а при займах государства — долгосрочные облигации.
См. потребности государственного сектора в займах
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ (budget deficit) — превышение государственных расходов над государственными доходами за какой-либо финансовый год. Государственные поступления — это прежде всего поступления от налогообложения физических и юридических лиц, но имеются и другие источники доходов, например продажа долей государства в частных или общественных предприятиях. Управление дефицитом госбюджета (финансирование дефицита) является инструментом фискальной политики, дающим возможность государству воздействовать на уровень совокупного спроса и занятости в стране. Такого рода политика пропагандировалась в 1930-х гг. Дж. Кейнсом как способ выхода из имевшей место депрессии. До того господствовало мнение, что государство должно проводить политику сбалансированного бюджета, не вмешиваясь в положение дел в экономике. Дж. Кейнс утверждал, что государству следует вмешиваться в экономику, сознательно идя на разбалансированность бюджета с тем, чтобы «влить» дополнительный совокупный спрос в экономику, находящуюся в состоянии депрессии, и наоборот.
После второй мировой войны большинство государств Запада использовало бюджетный дефицит для поддержания высокого уровня занятости и стимулирования экономического роста. При повышении потребности государственного сектора в займах бюджетный дефицит финансировался за счёт выпуска казначейских векселей и долгосрочных облигаций. Такая политика приемлема до тех пор, пока экономика растёт и процентные платежи по этим займам не стали непропорционально велики по сравнению с общим уровнем государственных расходов. Если государство берёт взаймы больше, чем необходимо для поддержания долгосрочного экономического роста и для осуществления антициклической политики, это в конце концов приводит к инфляции. Следовательно, ключевое значение имеет то, как долго и насколько расходы больше (или меньше) доходов.
Бюджетный излишек (избыток) — противоположное явление, т. е. превышение государственных доходов над расходами.
См. автоматические (встроенные) стабилизаторы, кейнсианская экономика, деловой цикл, управление спросом
БЮДЖЕТНЫЙ ИЗЛИШЕК
(ИЗБЫТОК)
(budget surplus) — превышение поступлений от налогообложения над государственными расходами. Бюджетный излишек используется как инструмент фискальной политики для понижения уровня совокупного спроса в экономике.
См. бюджетный дефицит, потребность государственного сектора в займах
БРЕМЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
(burden of debt) — процентные платежи по долгу, возникающие в результате займа, взятого индивидами, фирмами и государствами.
Процентные платежи по государственному долгу выплачиваются за счёт доходов от налогообложения и прочих поступлений. Понятие «бремя», казалось бы, подразумевает, что государственная задолженность — это «плохо», ибо финансовые обязательства от нынешних поколений (расходующих чрезмерно много) переходят к будущим поколениям. Однако здесь важно подчеркнуть, что процент, выплачиваемый по национальному долгу, представляет собой трансфертный платёж и не является чистым вычетом из объёма производства товаров и услуг при условии, что большая часть этой задолженности есть долг перед гражданами страны.
Инфляция уменьшает реальное бремя задолженности, если долг выражен в номинальных величинах.
См. потребность государственного сектора в займах
КАЗНАЧЕЙСТВО (Exchequer) — государственный орган в составе министерства финансов Великобритании, отвечающий за сбор, хранение и выпуск правительственных финансовых ресурсов.
Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:
Вернуться
Координация материалов. Экономическая школа