100 Hot Books (Амазон, Великобритания)
ЯЩИК ЭДЖУОРТА, или КОРОБКА ЭДЖУОРТА (Edgeworth box) — концептуальный метод анализа возможных отношений обмена между двумя индивидами или странами с помощью кривых безразличия1. Он строится следующим
образом: рисуют карту кривых безразличия одного индивида (А) по двум товарам (X и Y), переворачивают её на 180 град, и рисуют карту кривых безразличия другого индивида (В) по тем же двум товарам (см. рис. 150).
Предпочтения индивида А представлены тремя кривыми безразличия А1, А2 и А3, причём уровень удовлетворения увеличивается по мере их удаления от начала OА. Предпочтения индивида В представлены тремя кривыми безразличия B1
В2 и В3 с возрастанием уровней удовлетворения по мерю их удаления от начала ОB. Предпочтения обоих потребителей в отношении благ X и Y отражаются наклоном их кривых безразличия, причём наклон кривой в любой точке показывает предельную норму замены X на Y.
Только в том случае, когда кривые безразличия обоих индивидов касаются друг друга (точки E, F и G,), их предельные нормы замены блага X на благо Y будут равны друг другу. Начиная с любой другой точки (скажем, Z) и тот и другой индивид могут выиграть, торгуя друг с другом. В точке Z индивид А имеет большое количество блага X и малое количество блага Y. Норма замены для него мала, и он готов отдать большее количество блага X (Х1Х2) за меньшее количество блага Y (Y1Y2); его кривая безразличия А1 в точке Z сравнительно полога. С другой стороны, в точке Z индивид В имеет большое количество блага Y и малое количество блага X. Норма замены для него велика, и он готов отдать большее количество блага Y (Y1Y3) за меньшее количество блага X (Х2Х3) его кривая безразличия В2 в точке Z сравнительно крута.
Эти различия двух относительных оценок блага X и блага Y создают предпосылки для взаимовыгодного обмена. Если индивид А предлагает некоторое количество имеющегося в изобилии и малоценного для него блага X в обмен на дополнительные единицы редкого и обладающего высокой ценностью для него блага Y, то он может извлечь выгоду из торговли. Точно так же если индивид В предлагает некоторое количество имеющегося в изобилии и малоценного для него блага Y в обмен на дополнительные единицы редкого и обладающего высокой ценностью для него блага X, то он также может извлечь выгоду из торговли. Они будут обменивать благо X на благо Y (индивид А) и благо Y на благо X (индивид В) до тех пор, пока не достигнут таких точек, как Е или F, в которых кривые безразличия имеют одинаковый наклон и поэтому соблюдается равенство предельных норм замены двух благ.
На рис. 150 договорная кривая, или кривая обмена, проходит через все точки типа Е, F и G, в которых кривые безразличия касаются друг друга, и если индивиды А и В первоначально имеют такую комбинацию благ X и Y, которая не принадлежит договорной кривой, то они стремятся перераспределить блага X и Y
посредством обмена. Положение точки, в которой они достигнут договорной кривой, будет зависеть от их относительной силы и умения вести переговоры. Если индивид A сильнее, они могут достичь кривой оптимальных сделок в такой точке, как G, значительно удалённой от начала OА и лежащей на высоко расположенной кривой безразличия индивида А (А3), а индивид В попадает на кривую безразличия В1, расположенную близко к началу ОB, которая соответствует низкому уровню его удовлетворения. С другой стороны, если сильнее индивид В, они могут достичь договорной кривой в такой точке, как Е, значительно удалённой от начала ОB и лежащей на кривые безразличия В3
индивида В, которая соответствует высокому уровню его удовлетворения, а индивид А попадает на кривую безразличия А1, расположенную близко от начала ОA, которая соответствует низкому уровню его удовлетворения.
________________
1 Предложен английским экономистом Ф. И. Эджуортом (1845—1926). — Прим. ред.
См. Фрэнсис Эджуорт, литература для подготовки докладов
ОПТИМАЛЬНОСТЬ ПО ПАРЕТО (Pareto optimality)
Теория международной торговли
ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ (theory of consumer behavior) — часть экономической теории, посвященная тому, как отдельные потребители распределяют свои доходы при покупке товаров и услуг. Основной постулат теории состоит в том, что потребители стремятся максимизировать полезность, или удовлетворение, получаемое от расходования фиксированного дохода. Эта теория объясняет, почему кривая спроса имеет отрицательный наклон.
См. равновесие потребителя, убывающая предельная полезность, эффект цены, эффект дохода, эффект замещения, выявленные предпочтения, экономический человек.
Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:
Вернуться на страницу "Указатель терминов"
Координация материалов. Экономическая школа