100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





ИМПОРТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, или ТОРГОВЫЕ БАРЬЕРЫ (import restrictions or trade barriers), — различные способы ограничения импорта в страну, такие как тарифы, квоты, дополнительные импортные сборы, соглашения по ограничению экспорта, валютный контроль. Импортные ограничения используются в качестве средства защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции и способствуют устранению дефицита платёжного баланса. В целом импортные ограничения противоречат правилам генерального соглашения по тарифам и торговле, но ГАТТ в некоторых случаях было бессильно воспрепятствовать им (см., например, многостороннее соглашение по текстилю).

 

См. протекционизм, равновесие платёжного баланса.

 

ИМПОРТНАЯ ПОШЛИНА, или ТАРИФ (tariff, or import levy), — форма налога, которым облагается импорт. Существует два основных вида тарифов: (а) пошлина «ад валорем», которая взимается в процентном отношении к стоимости товара,

(б) потоварная пошлина, которая взимается в виде определённой суммы денег с физической единицы товара.

 

Тарифы используются для защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции и для увеличения доходов государства. Экономическое действие тарифа показано на рис. 41.

 

 

Кривые DD и SS являются кривыми внутреннего спроса и предложения на товар X. В закрытой экономике, в условиях совершенной конкуренции, цена товара на внутреннем рынке будет равна ОР1. Предположим, что в условиях открытой экономики цена этого отдельного товара на внешнем рынке равна ОР2. Если спрос данной страны на товар X составляет такую незначительную часть общего спроса всех стран на этот товар, что не способен оказать влияние на его мировую цену, то в условиях свободной торговли отечественная цена тоже будет равна ОР2. При цене ОР2 потребление внутри страны составит Оb, а производство внутри страны Оа. Импорт будет разностью этих двух величин, равной ab.

 

Введение потоварного тарифа размером Т вызовет повышение внутренней цены на ввозимые товары на величину тарифа до цены ОР3. При цене ОР3 внутреннее потребление сократится с Оb до Od, внутреннее производство возрастёт с Оа до Ос, а количество ввозимого товара уменьшится с ab до cd. Площадь YZLM (стоимость импорта cd, умноженная на ставку тарифа Р2Р3) представляет собой доход государства от введения тарифа.

 

Хотя производители обложенного тарифом товара могут извлечь выгоды от увеличения своего предложения товара (от Оа до Ос), в целом действие тарифа должно снизить производственную эффективность экономики и благосостояние потребителей. Треугольник XYZ представляет потери производства в экономике. В условиях полной занятости ресурсов производство в защищённой тарифом отрасли может увеличиться только за счёт отвлечения ресурсов из других (незащищённых) отраслей, имеющих более высокую эффективность производства. Таким образом, в результате введения тарифа размещение некоторых ресурсов осуществляется менее эффективно. Треугольник LMN представляет потери потребления (потери излишка потребителей) в обществе. В результате действия тарифа одни покупатели оказываются вынуждены перейти к потреблению менее предпочтительных товаров-заменителей, в то время как другие потребители, продолжая покупать этот товар, оказываются вынуждены теперь платить за него цену, которая превышает реальные экономические затраты на его производство.

 

Насколько будет эффективен тариф как средство защиты отечественной промышленности, зависит от эластичности спроса по цене для ввозимого товара. Если спрос на импортные товары имеет очень низкую эластичность по цене, то введение тарифа приведёт к незначительному уменьшению объёма импорта. В этом случае более эффективным способом защиты является квота, которая устанавливает максимально допустимое количество ввозимого товара в натуральном выражении.

 

См. также протекционизм, номинальный уровень защиты, эффективный уровень защиты.

 

 

ИМПОРТНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА (import duty) — налог, взимаемый правительством с импортируемого товара (см. импорт). Импортные таможенные пошлины используются государством как источник дохода и как средство защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции.

 

См. импортные ограничения, протекционизм.

НОМИНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЗАЩИТЫ (nominal rate of protection) — фактический размер защиты (см. протекционизм), оказываемой отечественным производителям конечной продукции, при которой вводится тариф на импортную (конкурирующую) конечную продукцию. Предположим, например, что первоначально и отечественный, и импортный товары имели цену, равную 100 ф. ст. Если теперь на импортный товар накладывается 10%-ный налог ad valorem, то его цена поднимется до 110 ф. ст. Это позволяет внутренней добавленной стоимости (и ценам) расти в пределах 10 ф., при том, что отечественный товар остаётся полностью конкурентоспособным. Номинальный уровень защиты, оказываемой отечественному товару, составляет 10% от цены импортного товара.

Ср. эффективный уровень защиты

 

 

ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ ЗАЩИТЫ (effective rate of protection) — реальный уровень защиты, предоставляемой отечественным поставщикам готовых изделий в ситуации, когда конкурирующая импортируемая готовая продукция (см. импорт) облагается тарифом, в то время как на импортируемые факторы, необходимые для отечественного производства подобной продукции, тариф либо отсутствует, либо используется более низкая процентная ставка. Например, предположим, что одинаковые изделия отечественного производства и импортные стоят 100 ф. ст. Допустим далее, что цена отечественного изделия состоит на 50% из стоимости, добавленной отечественными производителями, и на 50% из стоимости импортируемого сырья. Если теперь обложить импортное готовое изделие налогом, равным 10%, то его цена увеличится до 110 ф. ст. Однако, если по-прежнему отсутствует тариф на импортируемое сырьё, то его цена останется равной 50 ф. ст. В результате отечественная добавленная стоимость (и цена) увеличится на 10 ф. ст., при том что отечественная готовая продукция полностью сохранит конкурентоспособность по сравнению с импортной. Таким образом, эффективный уровень защиты, предоставляемой отечественным поставщикам, составляет 20% (т. е. 10 ф. ст. дополнительной стоимости/50 ф. ст. прежней добавленной стоимости).

 

См. номинальный уровень защиты 

 

ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА (customs duty) — налог, которым облагаются импортируемые продукты (см. импорт). В отличие от тарифов, таможенные пошлины используются главным образом как источник государственных доходов, а не как средство защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции.

 

См. налогообложение

 

 

ИМПОРТ (import) — включает в себя следующие составляющие:

 

1)      товар, который произведён за границей, а затем ввезён и продан на внутреннем рынке, что приводит к оттоку иностранной валюты из страны (видимый импорт);

 

2)      услуга, предоставляемая стране-покупателю иностранными производителями либо внутри страны (банковские услуги, страхование), либо за границей (например, туризм), что также приводит к расходованию иностранной валюты (невидимый импорт);

 

3)      капитал, инвестированный в страну в форме пакета ценных бумаг, прямых иностранных инвестиций в физическое имущество и банковские депозиты (импорт капитала).

 

Импорт важен в двух отношениях,

(а) В совокупности с экспортом он формирует торговый баланс страны. Импорт должен быть финансирован (оплачен) эквивалентной стоимостью экспорта для поддержки платёжного равновесия,

(б) Импорт представляет утечки наличности из модели кругооборота национального дохода, ведущие к уменьшению реального дохода и выпуска (см. склонность к импорту).

 

С одной стороны, импорт выгоден, так как позволяет стране пользоваться преимуществами международной торговли (получать товары и услуги по более низким ценам), но, с другой стороны, импорт может быть и невыгодным, так как ведёт к сокращению дохода и выпуска. Поэтому очень важно поддерживать баланс между импортом и экспортом. Импорт выгоден при условии, что он покрывается экспортом, т. е. потери дохода от импорта компенсируются доходом, полученным от экспорта для того, чтобы поддержать уровень внутреннего дохода и выпуска. Как указано в (а), импорт должен финансироваться экспортом для сохранения равновесия платёжного баланса.

 

См. платёжный баланс, модель внутреннего - внешнего равновесия, выгоды торговли, проникновение импорта, график импорта, замещение импорта, параллельный импорт.

 

См. также: 

А. Киреев. Пионеры международной экономики (вступительная статья, ВЕХИ, том 6)

У. Столпер, П. Самуэльсон. Протекционизм и реальная заработная плата

 

 

ЗАКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА (closed economy) — экономика, не подверженная какому-либо влиянию со стороны международной торговли, т. е. такая экономика, в которой нет ни экспорта, ни импорта какого бы то ни было рода. С целью изучения закрытой экономики можно упростить модель кругооборота национального дохода и сосредоточиться на анализе доходов и расходов внутри национальной экономики.

 

В модели кругооборота совокупный спрос в закрытой экономике представлен следующим образом:

 

                                          Y = C + I + G,

 

где Y — национальный доход; С — потребительские расходы; I — инвестиции; G — государственные расходы.

 

Открытая экономика, напротив, учитывает влияние импорта и экспорта, и совокупный спрос в кругообороте представлен уже как

                             Y = C + I + G + (X−M),

где X — экспорт, М — импорт.

 

 

ЭМБАРГО (embargo) — запрет на импорт и экспорт определённых видов продукции (например, военной техники) или полное запрещение торговли с некоторой страной в дополнение к политическим мероприятиям правительства.

 

 

ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА (open economy) — экономика, в большой степени зависящая от международной торговли, экспорта и импорта, составляющих значительную долю национального дохода этой экономики. Анализ модели кругооборота национального дохода для такой экономики должен учитывать влияние экспорта и импорта.

Ср. закрытая экономика

 

 

 

 

 

Искать термины и их толкования можно на всех сайтах Экономической школы:


 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru