ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ (capacity). — 1. Максимальный объём выпуска, который фирма или отрасль в состоянии произвести при полном и наиболее эффективном использовании существующих средств производства. В микроэкономической теории концепция полного использования производственных мощностей тесно связана со структурой издержек фирм и отраслей. Выпуск отрасли максимизируется (т. е. достигается полное использование производственных мощностей), когда все фирмы производят продукцию, находясь в точке минимума кривых средних затрат длительного периода (см. совершенная конкуренция). Если объём производства фирм ниже этой точки, то возникает избыточная мощность.

 

2. В макроэкономике производственные мощности относятся к потенциальному валовому национальному продукту. Процентное отношение фактического объёма выпуска в экономике к уровню производственных мощностей (т. е. потенциальному национальному доходу) является показателем использования производственных мощностей.

 

См. также монополистическая конкуренция.

 

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (productive efficiency) — аспект действенности рынка, который обозначает эффективность рынка в производстве текущей продукции с наименьшими затратами в длительном периоде при использовании существующей технологии. Производственная эффективность достигается, когда выпуск продукта организован в оптимальном масштабе при существующем долгосрочном равновесии спроса и предложения. См. рис. 95.

 

 

См. также минимально эффективный масштаб, технологическая эффективность, избыточная мощность, рационализация.

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (technological efficiency) — характеристика производства, определяющая в натуральном выражении оптимальное (лучшее из всех возможных) сочетание факторов производства, используемое для производства некоторого заданного уровня выпуска.

 

См. эффективность, производственная функция.

 

 

ИЗБЫТОЧНАЯ МОЩНОСТЬ (excess capacity) — 1. Ситуация, когда фирма или отрасль имеет больше заводов, чем требуется в данный момент. Вследствие этого часть производственной мощности фирмы или отрасли остаётся бездействующей. Избыточная мощность может быть результатом конъюнктурного (краткосрочного) или длительного (долгосрочного) падения спроса, а также чрезмерных инвестиций, осуществленных отраслью в новые предприятия, по отношению к долгосрочному потенциалу спроса. В последних двух случаях избыточная мощность может быть устранена либо путём усиления конкурентного давления (см. избыточное предложение), которое заставляет наиболее неэффективных производителей уйти из отрасли, либо путём реализации программ рационализации.

 

2. В экономической теории — характеристика затрат фирм, действующих на несовершенных рынках. Выпуск отрасли максимизируется (т. е. производственная мощность используется полностью), когда все фирмы производят продукцию в точке минимума их кривых средних затрат в длительном периоде (см. совершённая конкуренция). Эффект монополистической конкуренции изображен на рис. 34.

 

 

 

ИЗБЫТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (excess supply) — превышение объёма предложения блага (OQ2 на рис. 35) по сравнению с объёмом спроса на него (OQ1) при фактической рыночной цене (ОР). На конкурентном рынке по мере того, как производители конкурируют за сбыт излишков продукции, на цену будет оказываться давление в сторону её понижения, но, если в рыночный процесс вмешивается государство, ситуация может сохраниться.

 

 

См. РАВНОВЕСНАЯ РЫНОЧНАЯ ЦЕНА, ИЗБЫТОЧНЫЙ СПРОС, КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНАМИ, ПОДДЕРЖКА ЦЕН, ЕДИНАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА.

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

Вернуться на страницу "Указатель терминов" 

Координация материалов. Экономическая школа






Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru