100 Hot Books (Амазон, Великобритания)
ЦЕННОСТЬ (value)
— значимость актива
или продукта
в денежном выражении. Экономисты XVIII - начала XIX в., такие как Адам Смит и Дэвид Рикардо,
предполагали, что ценность актива или продукта определяется количеством труда,
необходимого для его производства. Позднее такие экономисты, как Уильям Джевонс,
утверждали, что ценность продукта определяется его полезностью
для потребителя. В настоящее время экономисты полагают, что ценность продукта определяется как факторами предложения, так и факторами спроса; это проявляется в установлении РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ
на этот продукт.
См. также излишек потребителя, добавленная стоимость, парадокс ценности.
ПАРАДОКС ЦЕННОСТИ
(paradox of value) — утверждение, согласно которому ценность (цена) товара определяется его относительной редкостью, а не полезностью. Вода чрезвычайно необходима, и её общая полезность очень высока, но из-за того, что она, как правило, легкодоступна и находится в изобилии, её предельная полезность (и поэтому цена) низка. Бриллианты же, напротив, значительно менее полезны, чем вода, но их большая редкость делает их предельную полезность (и поэтому цену) высокой.
ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ
(total utility) — общее удовлетворение (полезность), которое индивид получает от потребления данного количества продукта в определённый промежуток времени. Общая полезность индивида обычно увеличивается по мере того, как он потребляет всё большее количество некоторого продукта, но, как правило, со всё меньшей скоростью. Каждая дополнительная потребляемая единица добавляет всё меньшую предельную полезность, чем предыдущая единица, по мере того как потребность индивида в этом продукте насыщается.
См. функция полезности, кардиналистская полезность, ординалистическая полезность, убывающая предельная полезность.
ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ
(marginal utility) — приращение степени удовлетворения (полезности), достигаемое потребителем при потреблении или использовании дополнительной единицы товара или услуги за определённый период времени. Например, если потребитель, съев три плитки шоколада, ест четвёртую, то общая полезность повысится, а если он съест и пятую, то она будет продолжать расти. Тем не менее предельная (приростная) полезность от потребления пятой плитки шоколада, очевидно, не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления четвёртой, т. е. потребитель сталкивается с убывающей предельной полезностью по мере насыщения потребности в данном благе.
Большинство товаров и услуг проявляют свойство убывающей предельной полезности, и покупатели стремятся платить все меньше за добавочные единицы этих продуктов, так как последнее приносит все меньшую степень удовлетворения. Это объясняет, почему кривая спроса на эти продукты имеет отрицательный наклон.
См. кардиналистическая полезность, ординалистическая полезность, равновесие потребителя, оптимальность по Парето, парадокс ценности.
УБЫВАЮЩАЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ
(diminishing marginal utility) — принцип, согласно которому чем больше индивид потребляет какой-то продукт в определённый период времени, тем меньше удовольствие (полезность), получаемое от каждой дополнительной единицы продукта. См. рис. 129.
Принцип убывающей предельной полезности можно использовать для объяснения отрицательного наклона КРИВЫХ спроса на большинство продуктов. Дело в том, что, поскольку индивиды получают все меньше удовольствия от каждой следующей единицы продукта, они будут готовы платить за каждую единицу все более низкую цену.
Если бы возможно было измерение полезности в неких абсолютных единицах (см. кардиналистская (количественная) полезность), то анализ спроса можно было бы целиком построить на предельной полезности. В действительности, однако, это невозможно, и потому кривые спроса выводятся обычно из кривых безразличия, которые базируются на концепции ОРДИНАНАЛИСТСКОЙ ПОЛЕЗНОСТИ.
См. равновесие потребителя,выявленные предпочтения.
ЦЕНА (price) — денежное выражение ценности товара, услуги, актива или фактора производства. На некоторых рынках (например, на рынках совершенной конкуренции) цена определяется взаимодействием спроса и предложения. На других же рынках (например, при монополии) сильные производители имеют свободу действий в определении цен на свою продукцию. При определённых обстоятельствах цены могут устанавливаться в соответствии с государственной политикой контроля над ценами или регулироваться политикой цен и доходов.
См. также
равновесная рыночная цена, управляемая цена.
ЦЕНОВАЯ СИСТЕМА, или РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ
(price system or market mechanism) — устройство экономики, в которой основные решения относительно того, что производить, как производить и как распределять продукцию (доходы), принимаются на основе взаимодействия покупателей и продавцов на рынках продуктов и факторов (см. рис. 135).
В ЭКОНОМИКЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА или В СМЕШАННОЙ
экономике,
в которой ведущим является частный сектор, текущий уровень выпуска и потребления продуктов является результатом того, что различные решения потребителей и фирм проявляются через ценовую систему, так как они реализуются путём взаимодействия на рынках. Фирма является ключевым элементом рыночной системы, действующим на рынках продуктов, на которых она продаёт продукты, и на рынках факторов, где она покупает или нанимает ресурсы. Ценовая система охватывает оба типа рынков и действует таким образом, что обеспечивает размещение ресурсов в соответствии с потребительским спросом.
Предположим, например, что цены на морковь и горох первоначально были таковы, что уравновешивали спрос и предложение на эти продукты, но затем спрос на морковь упал, а на горох вырос, как это показано на рис. 135. Увеличившийся спрос на горох при оставшемся неизменным уровне предложения в коротком периоде приведёт к избыточному спросу на горох, продаваемый по существующим ценам, и цена гороха, ставшего дефицитным среди потребителей, возрастёт. Уменьшившийся спрос на морковь при неизменном предложении в коротком периоде приведёт к избыточному предложению моркови при существующей цене, и цена моркови снизится, так как производители будут стремиться распродать морковь.
Подобные изменения цен приведут к изменению прибыли производителей моркови и гороха. Так как спрос и цены на рынке гороха возрастут, производители гороха будут получать повышенную прибыль, в то время как прибыль производителей моркови снизится за счёт уменьшения спроса и цен на морковь. С течением времени производители гороха произведут инвестиции в дополнительную землю и оборудование и привлекут дополнительную рабочую силу для увеличения производства; кроме того, на рынок выступят новые фирмы—производители гороха, привлечённые высоким уровнем прибыли. В результате увеличившегося предложения цены на горох снизятся, фирмы-производители получат нормальную ПРИБЫЛЬ,
и, таким образом, для новых фирм уже не будет существовать значительных стимулов для вступления на рынок гороха. На рынке же моркови, напротив, падение спроса и цен приведёт к уменьшению доходов производителей моркови, и менее эффективные производители будут вытеснены с рынка из-за того, что они будут нести убытки. Другие же производители снизят выпуск моркови. Снижение предложения моркови будет продолжаться до тех пор, пока оно не достигнет уровня снизившегося спроса и фирмы, оставшиеся на рынке моркови, будут получать нормальную прибыль.
Изменения, происходящие на рынке продуктов, будут сказываться на состоянии рынка факторов, как это показано на рис. 135б. Для увеличения предложения гороха в его производство должны быть дополнительно вовлечены природные, людские и капитальные ресурсы, что может быть достигнуто лишь при условии, что за использование этих ресурсов будет выплачиваться доход, больший чем где бы то ни было еще. Возросший спрос на горох приведёт к увеличению спроса на факторы производства,
нужные для выращивания, что, в свою очередь, увеличит доход владельцев этих факторов. Отрасль, производящая морковь, напротив, будет высвобождать ресурсы, так как некоторые фирмы будут покидать рынок, что приведёт к уменьшению доходов факторов производства, так как спрос на них падает. Вышеописанные силы и формируют распределение дохода между производителями гороха и моркови.
Этот пример наглядно демонстрирует, как ценовая система приводит к изменению размещения ресурсов в ответ на «сигналы», данные потребителями в виде изменения спроса на продукты, что влияет и на изменение спроса на факторы производства. Однако автономные изменения цен на затрачиваемые факторы могут сами по себе воздействовать на товарные цены и структуру потребительского спроса. Предположим, например, что производство моркови является относительно трудоёмким процессом, в то время как выращивание и сбор гороха в значительной степени автоматизированы. Следовательно, резкий рост ставок заработной платы будет воздействовать на эти две отрасли производства по-разному, производственные затраты и цена на морковь значительно возрастут, а производственные затраты и цены на горох изменятся мало. Так как морковь становится дороже, а цены на горох остаются на прежнем уровне, потребители будут покупать большее количество более дешёвого гороха и меньшее количество подорожавшей моркови. Следовательно, объём выпуска и уровень занятости в отрасли, производящей морковь, будут снижаться, в то время как объём производства гороха возрастёт, и можно предположить, что произойдёт изменение размещения ресурсов между этими отраслями. С другой стороны, так как фирма стремится производить морковь с минимальными затратами, комбинируя факторы производства как можно более эффективно, то, столкнувшись с увеличением ставок заработной платы, она может выбрать тот метод производства, который требует применения меньшего количества относительно дорогого труда рабочих и большего количества относительно дешевого капитала. Таким образом, весьма вероятно, что увеличение ставок заработной платы приведёт к повышению автоматизации производства моркови, что снизит спрос на рабочую силу в этой отрасли.
Ценовая система может обеспечить тонкий механизм автоматического изменения размещения ресурсов. Однако эта система вовсе не является совершенным средством распределения ресурсов, как это может показаться. Во-первых, реакция предложения на изменение потребительского спроса в рамках ценовой системы может быть медленной и болезненной, так как менее удачливые фирмы не покидают рынок быстро, а какое-то время еще действуют, неся убытки. Во-вторых, ресурсы не всегда являются настолько подвижными профессионально и географически, как это предполагает модель, особенно если работники нуждаются в специальном обучении для приобретения необходимой квалификации. В-третьих, ценовая система не может обеспечить производство определённых коллективных благ (например, обороны), так как для этих благ не существует рынков. В-четвёртых, ценовая система учитывает только частные затраты производителей на производство и сбыт продуктов, игнорируя общественные затраты,
порождаемые ВНЕШНИМИ эффектами
(в частности, загрязнением окружающей среды). Наконец, эффективное функционирование ценовой системы зависит от структурных характеристик рынков продуктов и факторов. В вышеприведённом примере ценовая система успешно действовала в условиях совершенной конкуренции
на рынках продуктов и факторов. Если же рынок характеризуется наличием монополии или олигополии
и
высокими барьерами входа и барьерами выхода,
фирмы не могут свободно ВХОДИТЬ
на рынок и покидать его в ответ на изменение возможностей получения прибыли. Например, если на рынке гороха действует доминирующий монопольный производитель, то, столкнувшись с увеличением спроса, он может решить не увеличивать предложение гороха, а извлечь выгоду из возросшего спроса посредством увеличения цен. Следовательно, в длительном периоде монополист получит сверхприбыль, а новые факторы в производство вовлечены не будут.
См. централизованно планируемая экономика, теория рынков, суверенитет потребителя, пересмотренная последовательность.
РЫНОЧНАЯ ЦЕНА (market price) — цена, которую потребители платят при покупке какого-либо продукта. Для большинства продуктов рыночная цена представляет собой равновесную рыночную цену, устанавливаемую взаимодействием спроса и предложения, хотя косвенный налог, например налог на добавленную стоимость, или субсидии могут изменять равновесную рыночную цену.
См. распределение налогового бремени
РАВНОВЕСНАЯ РЫНОЧНАЯ ЦЕНА
(equilibrium market price) — цена, при которой объём спроса на товар равен объёму предложения товара, кривая спроса показывает, какое количество товара потребители готовы купить при тех или иных ценах; кривая предложения показывает, какое количество товара производители готовы продать при тех или иных ценах. См. рис. 98.
Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:
Вернуться
Вернуться на страницу "Дополнительные чтения"
Координация материалов. Экономическая школа