100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





 

ЦЕНТРАЛИЗОВАННО ПЛАНИРУЕМАЯ ЭКОНОМИКА, или КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА (centraly planned economy or command economy or collectivism) — экономическая система, при которой принятие экономических решений сосредоточивается в руках государства, а собственность на средства производства (кроме труда) является коллективной. Именно государство решает, какие товары и услуги нужно производить в соответствии с централизованным национальным планом. Путём использования натуральных квот ресурсы размещаются среди предприятий, а готовая продукция — среди потребителей.

 

Главное логическое обоснование государственного владения промышленностью заключается в том, что коллективная собственность на средства производства, «у народа и для народа», предпочтительнее собственности на средства производства, которая находится в руках «класса капиталистов». Государственный контроль над промышленностью делает возможной организацию всей экономики в соответствии с определённым центральным планом, который, будучи согласован с технологическими характеристиками промышленности, может обеспечить эффективное распределение производственных ресурсов. Однако критики огосударствленных экономических систем доказывают, что на практике хозяйство «попадает в плен» к коррумпированным и могущественным государственным чиновникам и их неустойчивые бюрократические структуры приводят к очень неэффективной организации производства и невосприимчивости к действительным нуждам потребителей.

 

См. экономика частного предпринимательства, смешанная экономика, национализация, коммунизм

 

 

КОММУНИЗМ (communism) — политическая и экономическая доктрина, утверждающая, что государство должно владеть всей собственностью и осуществлять все функции по производству и обмену в стране, включая труд. Карл Маркс сжато сформулировал идею коммунизма следующим образом: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Коммунизм подразумевает централизованно планируемую экономику, в которой стратегические решения, связанные с производством и распределением, принимаются правительством, в противоположность экономике частного предпринимательства, в которой Эта функция лежит на ценовой системе. Китай всё ещё строит свою экономику в соответствии с коммунистическими принципами, но Россия и другие страны бывшего Советского Союза, а также восточноевропейские страны в последнее время переходят от коммунизма к экономическому строю, в большей степени опирающемуся на рынок.

 

 

МАРКС, КАРЛ (1818-1883) (Marx, Karl) — немецкий философ, создавший новую теорию об исторических переменах, в основе которых лежит конфликт между антагонистическими классами. Она изложена в его книге «Капитал» («Das Kapital»). Первый том этой книги был издан в 1867 г., остальные тома, редактированные Ф. Энгельсом, издавались после смерти автора в 1885 и 1894 гг. Маркс утверждал, что на каждой исторической стадии один из классов общества становится господствующим благодаря своей собственности на средства производства. Однако в то же время развивается другой класс, интересы которого сталкиваются с интересами господствующего класса. В конце концов новый класс низвергает старый и становится доминирующим. Например, при феодализме доминировала аристократия в силу своего владения землёй. Затем она уступила место капиталистам, которые добились господства благодаря своему контролю над капиталом.

 

Капиталисты могли заключать с рабочими кабальные соглашения по поводу уровней заработной платы, и эксплуатация низкооплачиваемого труда рабочего класса позволяла владельцам фабрик аккумулировать всё большие богатства и добиваться монопольной власти. Рабочие производят товары и услуги, обладающие ценностью, но так как они получают столь мало за свой труд, капиталисты имеют возможность присваивать большую часть ценности в форме высоких прибылей. Маркс предсказал, что подобная эксплуатация должна в определённых условиях привести к революции, в которой «лишённый собственности пролетариат» одержит победу над господствующим классом капиталистов и завладеет средствами производства. На первой стадии, при социализме, производительные силы нации должны быть в руках государства, но в дальнейшем, при коммунизме, рабочие сами будут коллективно владеть средствами производствами товары и услуги будут распределяться в соответствии с потребностями людей.

 

См. централизованно планируемая экономика, трудовая теория

Маркс Карл Генрих, Marx Karl Heinrich (1818 — 1883)

Прибавочная ценность у К.Маркса (М.Блауг.Путеводитель по «Капиталу»)

Эндрю Глин. Марксистская экономическая теория (The New Palgrave)

Критика капитализма и политическая экономия Карла Маркса

 

 

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА (mixed economy) — способ организации экономики. При этой экономической системе некоторые товары и услуги производятся частными предпринимателями, другие, как правило основная часть инфраструктуры (электричество, почтовые услуги, водоснабжение и др.), обеспечиваются государством.

 

Смешанная экономика — характерная черта большинства сегодняшних развитых и развивающихся стран, «чистая» экономика частного предпринимательства и централизованно планируемая экономика встречаются редко. Соотношение частного предпринимательства и государственного сектора в отдельных странах существенно варьирует между названными крайностями и подвержено сильному влиянию политических идеологий этих стран.

 

См. национализация, приватизация.

 

 

 

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ (centralization) — сосредоточение процесса принятия экономических решений в едином центре в противоположность рассредоточению процесса принятия решений среди множества хозяйствующих субъектов. На уровне страны она достигается введением централизованно планируемой экономики, в которой государство берёт на себя владение, контроль и направление ресурсов на конкретные нужды. На уровне фирмы централизация заключается в том, что высшее руководство удерживает за собой полномочия на принятие всех основных решений.

 См. унитарная организация.

 

 

УНИТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (U-form (unitary form) organization) — организационная структура фирм, при которой фирма управляется централизованно как единый производственный объект с несколькими функциональными отделами (маркетинга, производства, финансов, сбыта). Этот термин был введен Уильямсоном, который считал, что подобная организация деятельности фирмы приведёт к тому, что контроль будет осуществляться менее успешно, а управленческая деятельность, не направленная на максимизацию прибыли, будет прекращена (см. максимизация полезности управляющих). Это он объясняет тем, что старшие администраторы, отвечающие за выполнение функций управления, не смогут осуществлять успешный контроль над подразделениями, продающими разнообразную продукцию на множестве рынков. Напротив, в фирмах с многофилиальной организацией старшие администраторы, по его мнению, могут устанавливать ясные цели для подразделений компании и, таким образом, избежать потери контроля над их деятельностью. Ср. М-форма организации.

 См. также управленческие теории фирмы, поведенческая теория фирмы.

 

 

 

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (nationalization) — передача отрасли хозяйства в государственную собственность. В централизованно планируемой экономике большая часть отраслей экономики или вся экономика принадлежит государству. Размещение ресурсов, определение объёма предложения товаров и услуг происходят в соответствии с национальным планом. В смешанной экономике государству принадлежат лишь некоторые отрасли, предложение большей части товаров и услуг обеспечивается отраслями, принадлежащими частным предпринимателям (см. экономика частного предпринимательства), через механизм рынка. Размер государственной собственности находится в сильной зависимости от политической идеологии. Так, сторонники централизованно планируемой экономики требуют большей национализации, а сторонники частного предпринимательства предлагают полностью отказаться от национализации или допускают её в очень ограниченном объёме. Например, в Великобритании правительство лейбористов в 1949 г. национализировало чёрную металлургию, предварительно национализировав банк Англии, гражданскую авиацию, транспорт, производство электроэнергии, угольную и газовую промышленности. Чёрная металлургия была денационализирована правительством консерваторов в 1953 г. и вновь была национализирована лейбористами в 1967 г. С 1980 г. консерваторы вновь взяли курс на широкую денационализацию, включая программу «Сталь Британии» (см. приватизация).

 

Основной экономический аргумент в пользу национализации основывается на существовании естественных монополий: некоторые товары и услуги могут быть более эффективно произведены в условиях монополии, поскольку в этом случае экономия от масштаба настолько велика, что, только организовав всю отрасль на единой производственной базе, можно полностью использовать преимущества, связанные со снижением затрат. Вероятность возникновения естественной монополии повышается там, где производство товаров и услуг предполагает продажу с помощью сетевых сооружений, как, например, при поставках газа, электроэнергии и воды, в оказании железнодорожных услуг и услуг телефонной связи. В этих случаях прокладка конкурирующих между собой коммуникаций и путей сообщения привела бы к бесполезным дополнительным затратам ресурсов. Значительная экономия от масштаба связана также с капиталоёмкостью в таких отраслях, как чёрная металлургия и электроэнергетика. Другие экономические обоснования национализации, однако, менее убедительны: убыточные отрасли или частные фирмы должны быть реорганизованы; появляются политические интересы, связанные с сохранением рабочих мест. Например, в Великобритании в 1975 и 1977 гг. соответственно были национализированы автомобилестроительная фирма «British Lay land» и судостроительная фирма «British Shipbuilders», но уже в 80-х гг. они вернулись в частное владение.

 

Частная монополия, несомненно, могла бы извлечь такие же выгоды в эффективности, что и государственная. Однако существует опасность, что она воспользуется своим положением на рынке для установления монопольных цен. Напротив, государственная монополия стремилась бы к защите интересов потребителей путём установления «справедливых» цен. Однако противники национализации утверждают, что для государственных монополистов характерна расточительность, перекрывающая экономию от масштаба, связанная с внутренней неэффективностью, негибкость бюрократии и трудности контроля порождают х-неэффективность. Они также полагают, что существует опасность, что такая неэффективность может быть растянута во времени из-за государственных субсидий убыточным отраслям.

 

Проблема приведения в соответствие производственной эффективности с другими экономическими и социальными целями правительства ещё более усложняет ситуацию. Например, правительство может заставить национализированные отрасли снизить цены, чтобы способствовать контролю за инфляцией, но в длительном периоде снижение денежных поступлений в отрасли может привести к сокращению инвестиционных программ. Многие национализированные отрасли перегружены социальными обязательствами. Например, правительство может потребовать от них предоставления почтовых и железнодорожных услуг отдалённым сельским общинам, даже если это совершенно лишено экономического смысла.

 

Таким образом, оценка плюсов и минусов национализации — сложная задача. С точки зрения экономической эффективности, согласно британской политике в отношении конкуренции, национализированные монополии могут быть подвергнуты проверке со стороны комиссии по монополиям и слияниям на предмет определения того, действуют ли они в общественных интересах или нет.

 

См. ценообразование на основе предельных затрат, ценообразование на основе средних затрат, двухставочный тариф, коммунальное предприятие, регулирование нормы прибыли, приватизация.

 

 

 

ПРИВАТИЗАЦИЯ (privatization) — денационализация производства, которое передаётся из государственной собственности в частную. Объём государственной собственности на средства производства очень сильно зависит от политической идеологии. Сторонники централизованно планируемой экономики выступают за максимально высокий уровень национализации, тогда как сторонники экономики частного предпринимательства ратуют за низкий уровень национализации или за её полное отсутствие. Так, в Великобритании широкая программа приватизации, начатая правительством консерваторов в 1980 г., может рассматриваться как политическое предпочтение системы частного предпринимательства. Сторонники приватизации поддерживают идею об экономическом преимуществе свободного предпринимательства над государственным контролем. Они, в частности, утверждают, что фирмы, предоставленные самим себе в условиях конкурирующей рыночной среды, будут способствовать более эффективному размещению ресурсов и будут реагировать на изменения потребительского спроса быстрее, нежели бюрократические государственные монополисты (см. ценовая система).

 

В этом отношении уместно разграничить отрасли промышленности, которые можно отнести к естественной монополии, и те, которые теоретически могли бы иметь более раздробленную структуру. В первую категорию входят такие отрасли промышленности, как газо- и электроснабжение, железнодорожные и телефонные услуги, где экономия от масштаба настолько велика, что только монопольный производитель сможет максимизировать эффективность предложения. Если деятельность в этих отраслях будет разделена, то это приведёт к серьёзным потерям эффективности вследствие ненужного дублирования ресурсов. Однако возможность частной монополии не является привлекательной из-за опасности монополистических злоупотреблений.

 

Во вторую категорию входят отрасли промышленности, такие как производство железа и стали, газа и электроэнергии, судостроение и автомобилестроение, где производство размещено на многих заводах, существует возможность передачи каждого завода в отдельное частное владение и создания таким образом конкуренции в предложении. Однако из-за того, что подобные производства требуют больших капитальных вложений и, подобно естественной монополии, характеризуются значительной экономией от масштаба, наиболее вероятной ситуацией в этих отраслях станет создание олигополии с высокой концентрацией продавцов. Гораздо легче может происходить обособление от государственного сектора тех отдельных фирм (в отличие от отраслей в целом), которые были национализированы из-за того, что терпели крупные убытки и нуждались в реорганизации, например Ferranty, International Computers, Rolls-Royse, Jaguar, British Leyland, British Shipbuilders.

 

Основной проблемой приватизации является определение способа, посредством которого конкуренция может быть порождена в отрасли промышленности, до того принадлежавшей государственным монополиям. Это можно осуществить разделением существующих государственных корпораций на несколько отдельных частных компаний (как в случае электроснабжения) или созданием новых фирм (как в случае газоснабжения и телекоммуникаций). В отдельных случаях необходимо было учредить регулирующий орган для контроля над производством (Ofgas и Oftel соответственно для сфер газоснабжения и телекоммуникаций), который мог бы обращаться в комиссию по монополиям и слияниям.

См. дерегулирование, вагончик тронется, перрон останется

Сэмюел Бриттан. Капитализм с человеческим лицом. СПб. : Экономиче­ская школа, 1998. 399 с.  

 

 

ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ (deregulation) — снятие с экономической деятельности контроля, введенного государством или другим регулирующим органом (например, отраслевой ассоциацией предпринимателей). Дерегулирование предпринимается либо потому, что контроль перестает быть необходимым (например, прекращение контроля над ценами, направленного на борьбу с инфляцией), либо потому, что он носит слишком ограничительный характер, мешая компаниям воспользоваться существующими деловыми возможностями (так, например, отмена в 1979 г. в Великобритании большинства видов валютного контроля была нацелена на облегчение физических и финансовых инвестиций за границей).

Дерегулирование приобрело особую важность в контексте последних инициатив британского правительства по усилению конкуренции. Примером может служить разрешение частным компаниям конкурировать в тех областях, которые прежде были закреплены за представителями центрального правительства или местных властей (таких как местные автобусные перевозки и землемерные услуги). См. конкурентные торги.

С другой стороны, не исключено, что правительственные инициативы могут даже усилить регулирование. Так, например, приватизация национализированных отраслей в некоторых случаях вела к еще большему регулированию их деятельности в результате создания регулирующих агентств (таких как «Офгаз» в газовой промышленности и «Офтел» в сфере телекоммуникаций) для защиты интересов потребителей.

 

 

КОНКУРЕНТНЫЕ ТОРГИ (КОНКУРЕНТНЫЙ ТЕНДЕР) (competitive tender) — приглашение частных фирм к участию в тендере (торгах) для заключения договоров на поставку товаров и услуг государственному сектору, которые традиционно производились этим сектором. Проведение конкурентных торгов осуществляется с целью создания конкуренции в поставке этих товаров и услуг и, следовательно, снижения затрат государственных учреждений, местных органов власти и органов здравоохранения.

См. дерегулирование.

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru