100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





ПЕРЕГОВОРЫ О КОЛЛЕКТИВНОМ ДОГОВОРЕ (collective bargaining) — переговоры по вопросам оплаты, условий труда и т. д., которые ведутся представителями рабочих (обычно это члены профсоюза) и администрации. Эти переговоры происходят на различных уровнях: от низовой профсоюзной организации и отдельного предприятия до профсоюзов в целом и целой отрасли.

 

Начинал с предприятия и компании переговоры о коллективном договоре всё в большей степени затрагивают производительность, равно как и ставки заработной платы и условия труда, причём профсоюзы и рабочие предлагают ослабление ограничительной трудовой практики в обмен на увеличение зарплаты и улучшение условий труда. Такие ослабления позволяют фирме более эффективно и гибко использовать рабочую силу, повышая таким образом свою конкурентоспособность.

 

Переговоры о коллективном договоре на уровне отрасли могут иметь инфляционные последствия, когда профсоюзы начинают сопоставлять прирост заработной платы в отраслях, в которых имеют место большие выигрыши от увеличения производительности, с приростом заработной платы в менее эффективных отраслях. Избирательное использование аргументов сравнимости прироста заработной платы и давление, направленное на поддержание традиционной дифференциации заработной платы, могут привести к инфляции затрат.

 

См. профсоюз, трудовые отношения, производственный конфликт.

 

 

ПЕРЕГОВОРЫ О ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА (productivity bargaining) — форма переговоров о коллективном договоре, которая касается способов повышения производительности посредством изменения заработной платы и условий труда. Эти переговоры могут привести как к изменениям существующей трудовой практики (см. ограничительная трудовая практика), так и к введению новых методов работы, которые стимулируют рабочих быть более адаптируемыми к изменениям.

 

Переговоры о производительности труда могут помочь фирме стать более эффективной и быстрее реагировать на изменения условий рынка. Иными словами, переговоры могут повысить эффективность экономики «со стороны предложения» и противостоять инфляции затрат.

 

См. экономика предложения.

 

 

ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА (restrictive labour practice) — практика, обычно используемая профсоюзом в интересах его членов, которая имеет результатом сокращение производственной эффективности. Например, отдельный профсоюз может настаивать на том, чтобы определённое количество людей выполняло определённую работу, даже если это приводит к содержанию большего количества рабочих, чем непосредственно необходимо для эффективного выполнения этой работы (раздувание штатов). Различные профсоюзы, действующие на одном заводе, могут устанавливать разграничительные правила, определяющие, какую работу их члены выполнять могут, а какую нет, что приводит к ограничению взаимозаменяемости рабочих мест. Профсоюзы могут сопротивляться установке нового оборудования, особенно если это приводит к потере рабочих мест.

 

См. также производительность, х-неэффективность, трудовые отношения, экономика предложения.

 

 

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР (employment contract) — контракт между работником и компанией, на которую он работает. В нём определены условия труда, регулирующие деятельность этого работника. Трудовые договоры директоров и старших администраторов называются служебными контрактами; они часто предусматривают выплату большого выходного пособия в случае преждевременного увольнения.

 

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (industrial relations) — каждодневные взаимоотношения между работодателями и наёмными работниками, а также более официальные процедуры и институты, посредством которых две эти группы определяют величину оплаты и условия найма. переговоры о коллективном договоре — одно из главных средств, применяемых для определения уровня оплаты и условий найма; если же работодатели и рабочие не приходят к соглашению на переговорах, может возникнуть производственный конфликт, в частности забастовки и локауты, продолжающиеся до тех пор, пока обе стороны не найдут таких альтернативных способов разрешения конфликтов, как примирение, посредничество и третейский суд.

 

Общее состояние взаимоотношений между управляющими и наёмными работниками, часто объединенными в профсоюзы, может существенно влиять на эффективность экономики и конкурентоспособность, а также на уровень общего благосостояния. Неразвитые трудовые отношения могут привести к неэффективному использованию трудовых ресурсов, характеризующемуся низкой мобильностью труда и ограничительной трудовой практикой (раздувание штатов, демаркационные ограничения). Все это уменьшает производительность. К тому же забастовки, приводящие к потере рабочего времени, могут серьезно нарушить нормальный ритм производства и привести к снижению объёма выпуска. Потенциальные конфликты между работодателями и работниками по поводу величины оплаты и условий найма являются частью непрерывного «перетягивания каната» из-за доли национального дохода, относящейся соответственно к капиталу или труду.

 

Ввиду важности сохранения благоприятных трудовых отношений для улучшения результатов экономической деятельности государство пытается поощрять взаимные соглашения между работниками и работодателями посредством, например, системы участия работников в собственности и участия рабочих в управлении производством.

См. дифференциация заработной платы , рынок труда, В.М.Гальперин о дифференциации доходов

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ (industrial dispute) — конфликт между работодателем (работодателями) или организациями работодателей и рабочим (рабочими) или организациями рабочих (профсоюзами). Конфликт может быть полностью или в основном вызван профессиональными вопросами. Эти вопросы могут включать в себя условия найма, обязательства, окончание или приостановку найма рабочей силы, распределение работы между рабочими, проблемы дисциплины и т. д.

 

Серьёзные производственные конфликты зачастую характеризуются со стороны рабочих забастовками и/или локаутом рабочих со стороны администрации. Производственные конфликты могут быть разрешены различными способами, включая добровольное соглашение между участниками конфликта или обращение к независимому арбитру.

 

См. трудовые отношения, переговоры о коллективном договоре, третейский суд, посредничество, примирение.

 

ПРОФСОЮЗ (trade union) — организация, которая представляет экономические интересы рабочей силы. Профсоюзы существуют в разных формах:

 

(а)     профсоюз внутри компании, который представляет все профессии внутри одной компании; этот тип профсоюзов распространен в Японии;

 

(б)     ремесленный профсоюз, который представляет отдельную группу квалифицированных рабочих одной профессии (например, электриков, водопроводчиков), которые могут работать во многих отраслях промышленности; этот тип профсоюзов распространён в Великобритании;

 

(в)     отраслевой профсоюз, который представляет все профессии внутри одной отрасли; этот тип профсоюза действует во многих странах Европы.

 

(г)     общий профсоюз, который представляет множество различных наёмных работников вне зависимости от их профессии или отрасли. Такие профсоюзы, ставшие весьма распространенными в США и Европе, часто возникают в результате слияния ремесленных и отраслевых профсоюзов.

 

Основной целью профсоюзов является защита интересов и улучшение положения его членов путём ведения переговоров по поводу ставок оплаты и условий занятости (продолжительности рабочего дня, причин для увольнения и т. д.). Профсоюзы непосредственно влияют на цену труда и затраты производства в различных отраслях, а также в более широком, макроэкономическом контексте воздействуя на ставки заработной платы, на уровень безработицы и темпы инфляции.

 

В Великобритании профсоюзы управляются избираемыми функционерами, работающими полный рабочий день, при участии представителей рабочего коллектива (цеховых старост).

 

См. рынок труда, переговоры о коллективном договоре, кривая Филлипса, участие рабочих (в управлении производством), производственный конфликт, трудовое законодательство.

 

ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (employment laws) — свод законов, регулирующих отношения между работодателями и работниками и порядок разрешения производственных конфликтов. Трудовое законодательство Великобритании предусматривает такие права отдельных работников, как право на защиту от несправедливого увольнения, право на установленные законом выходные пособия и т. д. Трудовое законодательство Великобритании регламентирует использование процедур третейского суда и примирения для урегулирования производственных конфликтов и запрещает определённые виды действий, которые могут использоваться сторонами в процессе производственного конфликта, например некоторые формы пикетирования (см. пикетчик).

 

Последние британские законы о занятости 1980, 1982, 1988 и 1989 гг. ограничили влияние профсоюзов, в частности сделав их юридически ответственными за убытки, которые несут работодатели в процессе производственных конфликтов, и заставив их проводить тайное голосование перед началом забастовок, а также защищая права тех членов профсоюзов, которые отказываются бастовать. Эти меры приняты для того, чтобы уменьшить монопольную власть профсоюзов как поставщиков рабочей силы и тем самым сделать рынки труда более гибкими.

 

См. экономика предложения

 

ПИКЕТЧИК (picket) — человек, принимающий участие в забастовке либо поддерживающий её, который в то же время старается воспрепятствовать другим людям занять рабочее место на протяжении производственного конфликта. В Великобритании пикетирование своего собственного рабочего места считается законным, а пикетирование чужих рабочих мест (вторичное пикетирование) — незаконным.

 

ПРИМИРЕНИЕ (conciliation) — процедура разрешения споров, прежде всего производственных конфликтов, при которой нейтральная третья сторона встречается с участниками конфликта и пытается помочь им уладить взаимные разногласия и достичь соглашения посредством продолжительных переговоров. В Великобритании этим занимается консультационная, арбитражная и экспертная служба.

 

См. посредничество, третейский суд, трудовые отношения, переговоры о коллективном договоре.

 

 

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД (АРБИТРАЖ) (arbitration) — процедура улаживания конфликтов, особенно производственных конфликтов, в которых нейтральная третья сторона, или арбитр, после заслушивания всех участников конфликта налагает на каждую сторону определённые обязательства. К арбитражному разбирательству прибегают главным образом как к последнему средству, когда обычные переговоры не смогли привести стороны к согласию. В Великобритании эту функцию исполняет консультационная, арбитражная и экспертная служба.

 

См. посредничество, переговоры о коллективном договоре, трудовые отношения.

 

ПОСРЕДНИЧЕСТВО

1 (mediation) — процедура разрешения конфликтов, главным образом производственных конфликтов, при которой нейтральная третья сторона встречается с конфликтующими сторонами, стараясь помочь им в устранении расхождений и достижении соглашения путём переговоров. В некоторых странах «согласительная процедура» отличается от посредничества по допустимой степени вмешательства примирителя или посредника в процесс урегулирования конфликта. Примиритель должен воздерживаться от высказываний собственных предложений по поводу возможных решений, а от посредника, напротив, ожидают таких предложений. Обе формы вмешательства предполагают выход из процесса переговоров третьей стороны при любом результативном решении, с которым согласились все спорящие стороны.

 

В Великобритании эту деятельность осуществляют консультационная, арбитражная и экспертная службы.

 

См. также третейский суд, переговоры о коллективном договоре, трудовые отношения.

 

2. (intermediation) — роль финансовых институтов в движении сбережений и других депозитов от кредитора к заёмщикам. Финансовые посредники, такие как коммерческие банки и строительные общества, принимают вклады от физических лиц и организаций, а затем используют их для выдачи ссуд кредитоспособным клиентам. Доход посредников состоит в разнице процентных ставок по вкладам и по займам.

 

См. финансовая система, дезинтермедиация

 

 КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ, АРБИТРАЖНАЯ И ЭКСПЕРТНАЯ СЛУЖБА (Advisory, Conciliation & Arbitration Service (ACAS)) — государственный орган, созданный в Великобритании в 1975 г. для предоставления консультационных услуг в области трудовых отношений и кадровой политики, в особенности таких услуг, как посредничество, примирение и третейский суд в случае производственного конфликта.

 

«ЗАКРЫТЫЙ ЦЕХ» (closed shop) — требование, согласно которому все работники, занятые на данном рабочем месте или в организации, должны быть членами определённого профсоюза. «Закрытые цеха» часто навязываются сильными профсоюзами с целью ограничения предложения труда и повышения ставок заработной платы для их членов.

См. экономика предложения

 

КОНФЕДЕРАЦИЯ АНГЛИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (КАП)(Confederation of British Industry (CBI)) — британская организация, выражающая коллективные интересы компаний, являющихся её членами, в деловых контактах с правительством и профсоюзами.

 

 

КОНТРАКТ (contract) — юридически подкреплённое соглашение между двумя или более сторонами. Контракт содержит обязательства сторон, его заключивших, которые могут быть выражены в устной или письменной форме. Например, одна компания может заключить договор на поставку продукции другой компании на определённую дату и на определённых условиях. Обе стороны при этом юридически обязаны выполнять данный договор по продаже и покупке данной продукции.

См. С.М.Гуриев. Что такое теория контрактов? (Экономическая школа. Аналитическое приложение 1(1), 2002)

 

ОСОБОЕ УСЛОВИЕ (covenant) — условие, содержащееся в юридическом соглашении или контракте. Например, официальное соглашение между коммерческим банком и акционерной компанией, которой этот банк ссужает деньги, может содержать особое условие, оговаривающее, какая часть прибыли должна распределяться на дивиденды.

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:


 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru