100 Hot Books (Амазон, Великобритания)
ВОСХОДЯЩАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
(backward
integration) — объединение в рамках одной фирмы двух или более последовательных стадий производства, вертикально связанных между собой в производственном (распределительном) процессе, когда более поздняя стадия (например, выпечка хлеба) присоединяет к себе более раннюю (например, помол муки). Восходящая интеграция предпринимается с целью снижения затрат и обеспечения надежности поставки производственных ресурсов.
См. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, НИСХОДЯЩАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.
НИСХОДЯЩАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (forward integration) - объединение в рамках одной фирмы двух или более последовательных стадий производства (сбыта), при котором к предшествующей стадии присоединяются последующие. Пример: приобретение мукомольными фирмами предприятий, потребляющих их продукцию, т. е. хлебопекарен. Основными мотивами осуществления нисходящей интеграции для фирмы являются стремление гарантировать рынок сбыта для своей продукции и экономия на затратах.
См. вертикальная интеграция, восходящая интеграция.
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
(vertical
integration) — элемент структуры рынка. Вертикальная интеграция заключается в том, что фирма объединяет несколько последовательных стадий при производстве продукта в противоположность объединению в пределах одной стадии (см. имеет место, когда фирма начинает производить материалы, которые горизонтальная интеграция). Восходящая интеграция
прежде поставлялись ей другими фирмами (например, производитель фотоаппаратов начинает выпускать линзы), нисходящая интеграция
имеет место, когда фирма занимается дальнейшей обработкой продукта, конечной сборкой или сбытом (например, нефтяная компания продает бензин на собственных бензоколонках).
Вертикальная интеграция может быть полезной для фирмы тем, что она даёт возможность уменьшить производственные и сбытовые затраты путём соединения последовательных производственных стадий; кроме того, для фирмы может быть жизненно важно обеспечить надёжные источники поставок факторов производства или каналы сбыта с целью поддержания своей конкурентоспособности.
Влияние вертикальной интеграции на функционирование рыночных процессов в целом неоднозначно. С одной стороны, вертикальная интеграция может способствовать большей эффективности использования ресурсов; с другой стороны, ограничивая конкуренцию, вести к менее эффективному размещению ресурсов.
Выгоды от вертикальной интеграции достигаются за счёт различных эффектов. К ним относится, в частности, техническая экономия от соединения последовательных производственных процессов, например экономия, достигнутая за счёт уменьшения затрат на вторичный обогрев путём комбинирования операций по выплавке стали. Благодаря повышению надёжности поставок промежуточных продуктов появляется возможность уменьшить буферные запасы и тем самым снизить издержки хранения. Вертикально интегрированные фирмы могут избежать некоторых торговых затрат при совершении сделок с внешними поставщиками ресурсов и с рекламными и торговыми агентствами, осуществляя трансакции внутри фирм (см. интернализация).
Экономия на управлении может быть достигнута, если фирма имеет единую административную систему для управления несколькими видами производственной деятельности. Финансовая экономия возникает при использовании выгодных оптовых скидок, а также при снижении стоимости растущего капитала. Когда фирмы посредством вертикальной интеграции получают выигрыши во всех этих типах эффективности, их средние затраты будут снижаться. Это позволит уменьшить рыночные цены и увеличить объёмы выпуска.
Когда фирма уже доминирует на одной или нескольких стадиях производства, вертикальная интеграция может вызвать различные антиконкурентные последствия. Нисходящая интеграция может обеспечить рынок сбыта, но также и закрыть его для конкурентов. Подобным же образом восходящая интеграция может гарантировать источники поставок ресурсов, но закрыть доступ к этим источникам для конкурентов. Более того, если фирма покупает компанию — поставщика редкого сырья, которое используется и этой фирмой, и её конкурентами, то в этом случае она может воспользоваться преимуществами своего положения и провести ценовое сжатие, т. е. уменьшить удельную валовую прибыль своих конкурентов путём назначения для них более высокой цены на сырьё, чем для себя, в то же время поддерживая относительно низкую цену на конечный продукт. Такая тактика не только служит средством воздействия на существующих конкурентов, но также действует как барьер входа
для потенциальных новых конкурентов. Отсутствие доступа к рынкам сбыта или источникам сырья, как и доступ на невыгодных условиях, требует от потенциальных конкурентов той же степени интеграции, что и у существующих фирм. В этой ситуации необходимость иметь большой первоначальный капитал затрудняет такой широкомасштабный вход на рынок.
Таким образом, вертикальная интеграция может одновременно вызывать как выгодные, так и вредные последствия. Согласно британской политике в отношении конкуренции, вертикальная интеграция, осуществляемая посредством образования фирмы-монополиста или путём слияния двух вертикально родственных фирм (или поглощения
одной фирмы другой), объединяющая активы в сумме, превышающей 30 млн ф. ст., попадает под контроль комиссии по монополиям и слияниям. Комиссия должна определить, будет ли такая вертикально интегрированная компания действовать против интересов общества или нет.
См. также трансфертная цена, управление справедливой торговли, лишение права пользования.
МОДЕЛЬ КОМПРОМИССА УИЛЬЯМСОНА (Williamson tradeoff model)
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
(horizontal
integration) —
1. Стремление фирмы провести специализацию на определённой фазе производства и реализации продукции, вместо того чтобы участвовать в ряде последовательных стадий (вертикальная интеграция). Она также называется латеральной интеграцией.
2. слияние фирм, производящих один и тот же продукт. С точки зрения фирмы расширение путём горизонтальной интеграции может быть выгодным, так как она позволяет фирме снизить издержки производства и обращения благодаря экономии от масштаба, а кроме того, горизонтальная интеграция уничтожает или снижает воздействие конкуренции и усиливает контроль фирмы над рынком.
Более широкое влияние горизонтальной интеграции на процесс функционирования рынка заключается в том, что, с одной стороны, она повышает эффективность использования ресурсов, снижает цены и издержки, с другой — из-за ослабления конкуренции и повышения уровня концентрации продавцов на рынке ухудшает эффективность размещения ресурсов и таит в себе угрозу монополизма.
Таким образом, горизонтальная интеграция приводит как к положительным, так и отрицательным результатам. Согласно политике европейского сообщества в отношении конкуренции, перед комиссией по монополиям и слияниям может быть поставлен вопрос, наносит ли вред интересам общества горизонтальная интеграция, осуществляемая компанией, уже признанной монопольной, или предполагаемое слияние (поглощение) двух компаний, контролирующих совместно более 25% рынка данного продукта.
См. монополия, олигополия, управление справедливой торговли, диверсификация, ПОГЛОЩЕНИЕ (takeover
or
acquisition)
УПРАВЛЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОЙ ТОРГОВЛИ
(Office of fair trading (OFT)) — государственный орган, учреждённый в соответствии с законом о справедливой торговле (1973) для управления всеми аспектами политики в отношении конкуренции в Великобритании, особенно для контроля за деятельностью монополий, слияниями и поглощениями, соглашениями по ограничению торговли, розничными ценами и антиконкурентной практикой. Управление, возглавляемое Генеральным директором, собирает данные о структуре промышленности, наблюдает за изменениями концентрации рынка и активности в области слияний и поглощений.
Кроме того, Управление проводит расследования и действует на основе информации, полученной от заинтересованных сторон и касающейся «оскорбительного», по их утверждению, поведения по отношению к правилам торговой практики, ценам, скидкам и другим условиям торговли. В тех случаях, когда информация соответствует действительности, Управление может провести дальнейшее расследование и поставить в известность комиссию по монополиям и слияниям и суд по ограничительной деловой практике. Помимо всего этого Управление отвечает за защиту интересов потребителей, включая принятие мер против недобросовестных приемов ведения торговли (таких как неправильное описание товара, обвешивание и обмеривание), и регулирование потребительского кредита.
См. защита потребителей, законы о торговых описаниях (1968, 1972), закон о мерах и весах, 1963, закон о потребительском кредите, 1974, АНТИКОНКУРЕНТНАЯ ПРАКТИКА
(anticompetitive practice), АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (monopoly policy), ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ (internalization), ТРАНСАКЦИОННЫЕ ЗАТРАТЫ (transaction cost),
Журнал "Экономическая школа", Лекция 24, раздел 2. Рациональные границы интеграции
Р.Г.Коуз.Природа фирмы ,
Оливер И.Уильямсон.Вертикальная интеграция производства:
соображения по поводу неудач рынка,
Фриц Махлуп.Теории фирмы: маржиналистские,
бихевиористические и управленческие
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ, или ОБРАЗОВАНИЕ КОНГЛОМЕРАТА (diversification or conglomerate integration)
Неоинституционализм, экономический империализм (заметки)
МОДЕЛЬ КОМПРОМИССА УИЛЬЯМСОНА (Williamson tradeoff model)
ВНЕШНИЙ РОСТ
(external growth) — рост фирмы, расширение которой осуществляется посредством слияний, поглощений или создания совместных предприятий, а не путём органического роста (внутреннее расширение). Внешний рост может принимать форму горизонтального, вертикального или диверсифицированного расширения (см. горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция, диверсификация).
В общем случае внешний рост позволяет фирме расти быстрее и эффективнее в смысле затрат, чем при внутренней экспансии, расширяя в то же время её ресурсную базу. Кроме того, внешний рост обладает некоторыми специфическими преимуществами. Например, при горизонтальном росте слияние с конкурентом или его поглощение позволяет фирме значительно увеличить долю на рынке, создавая предпосылки для использования экономии от масштаба. По сравнению с этим альтернативные попытки увеличения доли на рынке посредством ценовой конкуренции и дифференциации продукта могут быть чрезмерно дорогими. Точно так же при расширении путём создания конгломерата у фирмы просто может не хватить умения для того, чтобы выпускать изделия, не имеющие отношения к её основной специализации, тогда как внешний рост позволяет фирме заниматься новыми видами деятельности, приобретая специализированное оборудование и необходимые ресурсы.
Однако последствия внешнего роста не столь однозначны. Например, фирмы, возникшие в результате слияния или поглощения, должны быть интегрированы в единую организацию управления, которая может потребовать значительной рационализации деятельности этих фирм и создания новых управленческих структур. Если эта интеграция осуществлена не вполне удачно, то эффективность деятельности фирмы может уменьшиться и может возникнуть нехватка финансовых ресурсов.
См. деловая стратегия, матрица «продукт-рынок», франшиза,
См.также:
Франчайзинг
franchise, «лицензия», «привилегия»
Г. Фрэнк Мэтьюсон, Ральф А. Уинтер. Экономическая теория вертикальных ограничений (ВЕХИ, том 5)
Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы
Вернуться на страницу "Указатель терминов"
Координация материалов. Экономическая школа