100 Hot Books (Амазон, Великобритания)



ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (fiscal policy) — институт системы управления спросом, предназначенный для регулирования уровня экономической активности в стране путём изменения налогообложения и государственных расходов.

 

Налоговые власти (в Великобритании это прежде всего министерство финансов) могут использовать ряд мер для изменения совокупного спроса или общих расходов: прямые налоги на частные лица (подоходный налог) и компании (налог на корпорации) могут быть увеличены, если необходимо сократить общие расходы, например для снижения инфляции (повышение подоходного налога уменьшает располагаемый доход людей, и аналогично повышение налога на корпорации приводит к сокращению части прибыли, идущей на выплату дивидендов и реинвестиции). Другой способ снижения расходов — повышение косвенных налогов: увеличение налога на добавленную стоимость, затрагивающее все продукты, или увеличение акцизов по отдельным продуктам (таким как бензин и сигареты), повышение их цены вызовет понижение покупательной способности потребителей.

 

Правительство может воздействовать на общие расходы в экономики, изменяя свои собственные расходы. Так, сокращение государством текущих закупок продуктов или капиталовложений понижает общий уровень расходов в экономике.

 

Налоговые поступления и государственные расходы связаны в государственном бюджете: общий уровень расходов в экономике можно сократить, повысив налоги и урезав расходы. В этом случае образуется излишек госбюджета. Если цель состоит в увеличении общих расходов, то правительство должно пойти на бюджетный дефицит, снижая налоги и увеличивая свои расходы.

 

Снижение государственных расходов и рост налогов (изъятия из кругооборота национального дохода) приводят к сокращению совокупного спроса и через эффект мультипликатора ослабляют инфляционное давление при «перегреве» экономики. Напротив, повышение государственных расходов и/или понижение налогов (вливания в кругооборот национального дохода) стимулируют совокупный спрос и через эффект мультипликатора создают дополнительные рабочие места, уменьшая уровень безработицы. На рис. 133 показано увеличение совокупного спроса с AD до AD1 и национального дохода с Y до Yх под действием повышения государственных расходов и/или снижения налогов, а также падение совокупного спроса с AD до AD2 и национального дохода с Y до Y2 в результате сокращения государственных расходов и/или повышения налогов.

 

 

 

Использование бюджетного дефицита в качестве средства борьбы с безработицей впервые было предложено Дж. Кейнсом в 1920-1930 гг. С широким принятием после 1945 г. западными странами кейнсианских идей фискальная политика стала применяться как основное средство «точной настройки» экономики с целью достижения полной занятости.

 

На практике использование фискальной политики в качестве инструмента краткосрочной стабилизации встречает определённые трудности, уменьшающие её эффективность. Изменение налоговых ставок (особенно ставок подоходного налога) с административной точки зрения трудно предпринять, и осуществление этого изменения займёт известное время. Точно так же значительная часть государственных расходов, например, на школы, дороги, больницы и оборону, отражает долгосрочные экономические и социальные обязательства и не может быть пересмотрена без длительного процесса лоббирования. Кроме того, изменение ставок налогообложения и расходов вызывает эффект мультипликатора (т. е. определённое исходное изменение расходов увеличивается в несколько раз и распространяется по всей экономике), масштабы которого трудно предсказать.

 

Более того, использование фискальной политики для поддержания совокупного спроса на высоком уровне, с тем чтобы достичь полной занятости, зачастую ведёт к инфляции спроса.

 

Опыт применения фискальной политики показал, что краткосрочный подход к экономическому управлению оказывается не особенно удачным при стабилизации экономики. Поэтому в последние годы большая значимость стала придаваться среднесрочному управлению экономикой (см. среднесрочная финансовая стратегия).

 

См. фискальная позиция, дефляционный разрыв, инфляционный разрыв, кейнсианская экономическая теория, монетаризм, кредитно-денежная политика, экономика предложения, деловой цикл, государственные финансы, государственный бюджет, эффект вытеснения.

 

 

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ (fiscal stance) — позиция правительства в применении фискальной политики. Иными словами, это позиция государства в вопросе, уравновешивать свои расходы доходами от налогообложения (планируемый сбалансированный бюджет) или сознательно планировать большие расходы, чем можно получить в виде налоговых поступлений (планируемый бюджетный дефицит), или сознательно планировать расходовать меньше, чем ожидается налоговых поступлений (планируемый бюджетный излишек). Однако фактическое состояние государственного бюджета может отклониться от фискальной позиции правительства, когда, например, рецессия вызывает падение налогооблагаемых доходов и расходов ниже ожидавшегося уровня, а рост пособий по безработице и других социальных выплат оказывается выше ожидавшегося уровня. Таким образом, без какого-либо изменения фискальной позиции правительства и налоговых ставок состояние государственного бюджета и заёмные требования государства могут варьировать вместе с уровнем экономической занятости.

 

См. потребность государственного сектора в займах

 

 

ДЕЗИНФЛЯЦИЯ (disinflation) — падение общего уровня цен, зачастую сопровождаемое сокращением национального дохода (дефляция). Власти часто сознательно прибегают к дезинфляции, чтобы победить инфляцию и преодолеть дефицит платёжного баланса. К числу инструментов дезинфляционной политики относят фискальные мероприятия (например, повышение налогов), кредитно-денежные мероприятия (например, повышение процентных ставок), а также контроль над ценами и доходами.

 

См. фискальная политика, кредитно-денежная политика, политика цен и доходов, инфляционный разрыв, модель внутреннего—внешнего равновесия

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru