БАЛАНС (balance sheet) — бухгалтерский отчёт об активах и пассивах фирмы на последний день операционного периода. В балансе перечисляются все принадлежащие фирме активы, а против них указываются уравновешивающие их обязательства фирмы или требования тех людей, которые предоставили ей средства для приобретения этих активов. Активы делятся на основной капитал (основные активы) и текущие активы, тогда как обязательства состоят из акционерного капитала, долгосрочных займов и текущих пассивов (краткосрочных обязательств).

 

АКТИВ (asset) — объект собственности, принадлежащий индивиду или фирме и имеющий денежную оценку. Активы бывают трех основных видов:

(а) физические активы — фабричные здания и оборудование, земля, потребительские товары длительного пользования (автомобили, стиральные машины и т. п.);

(б) финансовые активы — наличные деньги, банковские вклады, акции;

(в) нематериальные активы — торговые марки и т. д.

 

См. инвестиции, ликвидность, баланс, обязательство.

 

ПАССИВ (liabilities) — одна из двух сторон бухгалтерского баланса, характеризующая источники формирования капитала фирмы — её собственные средства и обязательства. Ср. АКТИВ.

 

ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ (fixed assets) — активы (такие, как здания и оборудование), которые фирма приобретает с целью долгосрочного использования, а не дальнейшей перепродажи. Основной капитал используется предприятием в течение длительного времени, причём каждый год, как правило, списывается часть его первоначальной стоимости (см. амортизация, прибыль), чтобы отразить снижение ценности актива. В балансе основной капитал обычно указывается по стоимости покупки за вычетом амортизации к данному моменту. Некоторые виды основного капитала, такие как недвижимость, как правило, растут в цене (см. повышение цены активов) и должны периодически переоцениваться, чтобы их балансовая стоимость соответствовала рыночной.

См. текущие активы, резервы.

 

ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ (current assets) — такие активы, как запасы, деньги, ссуженные дебиторам, и наличные деньги, которые фирма держит для краткосрочного финансирования оборота: закупки сырья и материалов, их обработки, продажи готовой продукции и оплаты её покупателями.

 

См. основные средства, оборотный капитал.

 

ТЕКУЩИЕ ПАССИВЫ (current liabilities) — все обязательства по выплате наличных денег к определённой дате в близком будущем, включая задолженность фирмы перед коммерческими кредиторами, а также по банковским ссудам и овердрафтам.

 

См. оборотный капитал.

 

ПОВЫШЕНИЕ ЦЕНЫ АКТИВОВ (appreciation) — долгосрочные активы, такие как производственные здания, офисы и жилые дома, как правило, растут в цене вследствие инфляции и повышения стоимости участков; стоимость краткосрочных активов, таких как акции, также может возрастать. Когда активы дорожают, их стоимость замены превышает их историческую (первоначальную) стоимость, а потому может быть необходима периодическая переоценка таких активов, чтобы их бухгалтерская стоимость соответствовала рыночной стоимости.

 

См. амортизация, бухгалтерский учёт в условиях инфляции.

 

ПОВЫШЕНИЕ ЦЕНЫ КАПИТАЛА (capital appreciation) — см. повышение цены активов.

 

ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ (working capital) — краткосрочные текущие активы фирмы, которые быстро оборачиваются в течение производственного процесса. Оборотный капитал включает в себя запасы материалов, незавершённого производства и конечной продукции, дебиторскую задолженность (см. дебитор), наличность, за вычетом краткосрочных текущих пассивов. Увеличение объёма деятельности фирмы обычно приводит к увеличению запасов и дебиторской задолженности и, таким образом, к увеличению требуемого оборотного капитала. Уменьшение промежутков времени между оплатой материалов, превращением их в конечные продукты, продажей этих продуктов и поступлением денег от потребителей будет вести к уменьшению требуемого оборотного капитала.

 

См. также сверхактивность, денежный поток, кредитный контроль, управление запасами, факторинг.

 

УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ (stock control) — процесс управления запасами конечных продуктов, незавершённого производства, сырья и материалов, осуществляемый с целью сокращения затрат хранения, и в то же время поддержания адекватного уровня обслуживания и обеспечения резерва запасов. Этот резерв может оказаться необходимым при таких случайностях, как внезапное увеличение спроса. Управление запасами требует надёжного прогнозирования как будущего спроса со стороны потребителей, так и технологических потребностей. При этом закупки ресурсов и производственный процесс могут быть запланированы таким образом, что удастся избежать излишних запасов, порождающих дополнительные затраты хранения.

 

См. СИСТЕМА «ТОЧНО В СРОК».

 

СЧЁТ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ (profit-and-loss account) — бухгалтерский отчёт, в котором указаны выручка от реализации, полученная за отчётный период, и все относящиеся к этому периоду явные затраты. В этом счёте себестоимость реализованной продукции вычитается из выручки от реализации для подсчёта валовой прибыли; остальные затраты вычитаются из валовой прибыли для определения чистой прибыли.

 

ВЫРУЧКА (revenue) — доход, полученный фирмой от продажи произведённых ею товаров или услуг. Определяется объёмом проданных изделий и ценой этих изделий.

См. средняя выручка, предельная выручка, общая выручка.

 

ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК (cash flow) — деньги, поступающие в компанию от продаж и из других источников и затрачиваемые компанией на платежи поставщикам, рабочим и т. д.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ (ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ) СТОИМОСТЬ (historic cost) — цена актива (например, оборудования) на момент покупки. Для целей бухгалтерских расчётов актив заносится в баланс фирмы именно по этой цене. Однако следует учитывать, что стоимость замены актива из-за инфляции может быть значительно выше первоначальной. Таким образом, амортизация в период быстрого роста цен может быть неадекватной.

 

См. бухгалтерский учёт в условиях инфляции.

 

АМОРТИЗАЦИЯ (depreciation) — снижение ценности АКТИВА в ходе его эксплуатации. Состояние зданий и оборудования, используемых в производстве, со временем ухудшается, и в конце концов возникает необходимость их замены. Поэтому фирме приходится создавать финансовый фонд с целью восстановления своих активов.

 

Метод амортизации состоит в распределении первоначальной стоимости основного капитала на предполагаемый срок его эксплуатации. В счёте прибылей и убытков амортизация вычитается из дохода фирмы. В балансе, публикуемом в конце отчётного периода, указывается стоимость активов за вычетом стоимости износа к данному моменту. С помощью метода амортизации нельзя рассчитать рыночную ценность основных фондов, поэтому из баланса невозможно узнать цену, по которой они могут быть реализованы.

 

В основе расчётов амортизационных отчислений лежит историческая (первоначальная) стоимость основных фондов. Однако в условиях инфляции стоимость замены актива будет, скорее всего, выше его первоначальной стоимости. Поэтому осмотрительные компании при создании амортизационного фонда должны учитывать рост затрат на замещение основных средств.

 

См. бухгалтерский учёт в условиях инфляции, потребление капитала, повышение цены активов.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ (inflation accounting) — методы учёта деятельности фирмы, позволяющие корректировать влияние инфляции на показатели и оценивать реальные финансовые результаты. В период роста цен, когда покупательная способность денежной единицы падает, расчёты прибыли на основе первоначальной стоимости запасов и основного капитала обычно преувеличивают реальную величину прибыли в счёте прибылей и убытков и балансе.

 

ФИНАНСОВЫЙ УЧЁТ (financial accounting) — бухгалтерские мероприятия по подготовке годового счёта прибылей и убытков и баланса для того, чтобы ознакомить акционеров с общими результатами (прибыль) деятельности их компании.

 

См. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ.

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ (management accounting) — любая отчётность, используемая для информирования управляющих с целью облегчения планирования и контроля над деятельностью компании. Управленческий учёт обычно содержит более детальную информацию, чем финансовая отчётность, например сведения об изменениях выручки и затрат по различным продуктам, заводам или отделам. Это даёт возможность сравнить и обнаружить прибыльные и неприбыльные виды деятельности. Управленческий учёт также обеспечивает более частое, чем финансовая отчётность, информирование о состоянии дел — раз в месяц или даже в неделю. Это даёт управляющим оперативную обратную связь, позволяющую быстро выявлять причины неэффективности. Ср. финансовый учёт.

 

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ (contribution) — разница между выручкой от реализации продукта и переменными затратами его производства. Если общая валовая прибыль равна постоянным затратам производства, то производитель достигает безубыточности; если валовая прибыль меньше постоянных затрат, то производитель терпит убытки; когда же валовая прибыль превышает постоянные затраты, производитель получает прибыль.

 

См. минимизация убытков, ценообразование на основе предельных затрат.

 

ДОЛЖНИК (дебитор) (debtor) — физическое лицо или предприятие, которое должно деньги индивидам или фирмам за купленные, но еще не оплаченные им товары, услуги или сырьё (торговый кредит) или потому, что оно взяло у них эти деньги взаймы.

 

См. кредитор, долг, кредитный контроль, оборотный капитал, безнадежный долг.

 

КРЕДИТОР — 1. (creditor) — физическое или юридическое лицо, которому другое физическое или юридическое лицо должно деньги либо за товары, услуги или за сырьё, которые он поставил, но не получил ещё оплаты (коммерческий кредит), либо за предоставленный заём. Кредиторов также называют «кредиторами по расчётам».

 

См. ДОЛЖНИК, КРЕДИТ.

 

2. (lender) — лицо, фирма или учреждение, предоставляющее заёмщику ссуду, позволяя последнему финансировать своё потребление и инвестиции. Кредиторы часто требуют от заёмщиков предоставления залога, например права распоряжения собственностью, которым кредиторы могут воспользоваться в случае невыплаты заёмщиком ссуды.

 

См. также кредит, финансовая система.

 

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ (accounts) — финансовые отчёты индивида или организации, подготавливаемые на основе системы регистрации денежных сделок, акционерные компании открытого типа обязаны публиковать в конце года свои финансовые отчёты, включающие, как минимум, счёт прибылей и убытков и баланс, чтобы акционеры имели возможность оценить финансовые результаты деятельности их компании за данный период.

 

ПРОВЕРКА ДЕНЕЖНОЙ ОЦЕНКИ (value for money audit) — проверка того, обеспечивает ли государственное учреждение или частная фирма «ценность за деньги» («value for money») при предложении товаров или услуг. Обычно в ходе этой проверки проводится независимый анализ организации, учреждения или фирмы с точки зрения выпуска продукции и формирования затрат; кроме того, при проведении проверки определяется, есть ли возможность для повышения эффективности затрат.

 

См. анализ «затраты —выгоды»

 

АУДИТ (audit) — проверка квалифицированным аудитором баланса и счёта прибылей и убытков акционерной компании, а также лежащей в их основе бухгалтерской документации, с тем чтобы установить, дают ли эти финансовые отчёты верное и полное представление о компании и отвечают ли они соответствующим законодательным нормам.

 

См. также экологический аудит, проверка денежной оценки

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:


Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru