100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





 

МЕТОДЫ КОНКУРЕНЦИИ (competition methods) — элемент рыночного поведения, обозначающий способы конкуренции между фирмами:

 

(а) Ценовая конкуренция (см. цена). Продавцы могут обеспечивать сбыт, предлагая свою продукцию по цене, более низкой, чем у конкурентов. Однако они должны иметь в виду, что

конкуренты могут точно так же снизить цены, и в результате прибыли всех фирм понизятся.

 

(б)     Неценовая конкуренция, включающая:

(1) собственно дифференциацию продукта. Продавцы могут разнообразить технически однородные изделия, изменяя их качество и дизайн и улучшая их характеристики. Всё это направлено на завоевание «верности» покупателей, выражающейся в убеждении последних, что данные изделия в известном отношении «лучше» изделий конкурентов;

(2) дифференциацию продукта методами сбыта. Конкуренция в области сбыта включает: рекламирование в средствах массовой информации, общее стимулирование сбыта (пробные продажи, купоны), персональное стимулирование сбыта (через агентов по продаже товаров) и создание торговых точек. Эти виды деятельности направлены на стимулирование спроса путём заострения внимания на настоящих и воображаемых характеристиках изделия в сравнении с изделиями конкурентов;

(3) конкуренцию новых торговых марок. В условиях динамических сдвигов (технологический прогресс, изменение вкусов потребителей) существующие изделия фирм начинают устаревать. Таким образом, фирма, чтобы стать конкурентоспособной, вынуждена внедрять новые торговые марки или переделывать старые.

 

(в)     Снижение затрат как способ конкуренции. Хотя эффективность затрат сама по себе не является средством конкуренции, она — основной путь укрепления положения производителя на рынке. Способность снизить затраты дает возможность фирмам снизить цены (что не могут позволить себе конкуренты) или направить большее количество финансовых ресурсов на обеспечение дифференциации продукта.

 

См. также монополистическая конкуренция, олигополия, маркетинговая смесь, модель характеристик продукта, жизненный цикл продукта, В.М.Гальперин. АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК (параграф 3А), В.М.ГАЛЬПЕРИН. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА И МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (МИКРОЭКОНОМИКА, гл.12)

 

 

 

МАРКЕТИНГ (marketing) — процесс управления, связанный с определением требований потребителя и их удовлетворением путём предоставления потребителям соответствующих продуктов с целью выполнения задач данной организации. Но маркетинг состоит не только в продаже производимых фирмой продуктов. Он включает в себя также определение основных потребностей потребителей средствами маркетингового исследования; разработку продуктов, удовлетворяющих этим потребностям (разработка продукта); продвижение этих продуктов к потребителям с использованием различных мер маркетинговой смеси (ценообразование, реклама, обеспечение продаж и т. д.); а также непосредственную реализацию продуктов потребителям с помощью каналов сбыта.

 

 

 

МАРКЕТИНГОВАЯ СМЕСЬ (marketing mix) — совокупность конкурентных действий, позволяющих фирмам продвигать свою продукцию к покупателям и потенциальным потребителям. В эту совокупность входят стиль, качество и прочие свойства самих товаров и услуг, их цены, реклама и продвижение товара, упаковка, распределение, продажа и сопутствующие услуги. Управляющие могут манипулировать всеми этими переменными, и для эффективного сочетания необходимо, чтобы каждое действие рассматривалось как один из аспектов единой рыночной стратегии. Ни одному из направлений не должно уделяться повышенного внимания в ущерб остальным. Например, решения в отношении цен не должны приниматься в отрыве от стратегии производства и продаж.

 

См. методы конкуренции, дифференциация продукта, ассортимент изделий, или номенклатура продукции.

 

 

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (marketing research) — систематический сбор, обработка и анализ данных о покупателях и рынках, выступающие как средство определения возможностей сбыта для существующих или потенциальных товаров и (или) услуг данной фирмы.

 

См. пробный рынок.

 

 

ПРОБНЫЙ РЫНОК (test market) — рынок в ограниченной географической области, который фирмы используют для проверки реакции потребителя на новые продукты до того, как эти продукты будут запущены в серийное производство и будет начата их широкая продажа по всей стране.

 

См. также разработка продукта, жизненный цикл продукта.

 

 

МОДЕЛЬ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОДУКТА (product characteristics model) — теория поведения потребителя, которая показывает, как потребитель выбирает между различными торговыми марками продукта, при этом каждая предлагает определённые характеристики продукта в фиксированных пропорциях. Например, потребители, покупающие сок чёрной смородины, могут быть заинтересованы в двух принципиальных характеристиках продукта — вкусе и содержании витаминов. Допустим, потребителям доступны три марки чёрносмородинового сока — А, В и С, каждая из которых предлагает различные комбинации этих характеристик. Эти три марки представлены на рис. 70 в виде лучей, которые показывают фиксированные пропорции характеристик продукта для каждой марки. Например, марка А имеет высокое содержание витаминов, но её вкус хуже, чем у других марок, в то время как марки В и С, напротив, имеют очень приятный вкус, но низкое содержание витаминов.

 

  

 

Точки а, b и с на лучах показывают, какое количество каждой марки сока может быть куплено на данную единицу затрат по существующим ценам. Для того чтобы найти максимально полезную для потребителя марку, необходимо ввести в рассмотрение несколько кривых безразличия I1, I2 и I3, показывающих распределение потребительских предпочтений между двумя характеристиками продукта. Окончательным выбором потребителя будет марка В, так как соответствующий ей луч пересекается в точке b с самой высокой кривой безразличия I3, соответствующей его ограниченному бюджету.

 

См.равновесие потребителя, кривые безразличия, дифференциация продукта.

В.М.Гальперин. АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК (параграф 3А), качество, гедонистическая цена

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

 

 







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru