100 Hot Books (Амазон, Великобритания)
КОСВЕННОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА (above-the-line
promotion) — продвижение товаров и услуг на рынке посредством рекламирования в
печати, на телевидении и радио в отличие от прямого продвижения товара, как-то: прямой рассылки рекламы по почте, выставок и показов товаров в магазине.
См. продвижение товаров.
ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА, или СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА (sales
promotion
and
merchandising) — мероприятия, используемые фирмами для увеличения объёма продаж своих товаров и услуг. Наиболее явной формой стимулирования сбыта является рекламирование, но
есть и множество других способов, которые могут употребляться для создания и расширения сбыта: бесплатная упаковка; бесплатные испытания образцов; купоны, дающие возможность получения призов; соревнования изделий с присуждением призов; торговые марки; демонстрация изделий в магазине; выставки-продажи и т. д.
В экономических моделях несовершенной конкуренции все эти меры рассматриваются как элементы дифференциации продукта.
РЕКЛАМА
(advertisement) — письменное или визуальное представление в средствах массовой информации торговой марки
товара или услуги, которое используется, чтобы как проинформировать потенциальных покупателей о свойствах продукта, так и побудить их приобрести его, предпочтя его конкурирующим маркам. Реклама обычно рассматривается как часть «рекламной кампании», включающей в себя целый ряд представлений данной марки в средствах массой информации на протяжении недель, месяцев или даже лет, которая направлена на усиление «образа» марки и тем самым на расширение объёма продаж продукта и создание приверженности (потребителя) торговой марке.
См. рекламирование.
РЕКЛАМИРОВАНИЕ
(advertising) — средство стимуляции спроса на продукт и создания сильной приверженности (потребителя) торговой марке. Рекламирование — одна из основных форм конкуренции в условиях дифференциации продукта. Оно используется как для того, чтобы проинформировать потенциальных покупателей о конкретных свойствах данной торговой марки, так и для того, чтобы убедить их в её превосходстве над аналогичными продуктами конкурентов.
Есть две противоположные точки зрения на эффект, оказываемый рекламированием на действенность рынка. Традиционная, «статическая» теория рынка подчеркивает вредное влияние рекламы на размещение ресурсов. Считается, что рекламирование нацелено только на переключение рыночного спроса с продукции одного конкурента на продукцию другого и служит, таким образом, источником повышения общих затрат предложения и цены, выплачиваемой потребителем (рис. 105).См. максимизация прибыли.
Альтернативная точка зрения на рекламирование сосредоточивается на его роли в расширении рыночного спроса и создании гарантий, что спрос на продукцию фирм будет поддерживаться на уровне, дающем возможность достижения экономии от крупномасштабного производства (см. экономия от масштаба). Таким образом, реклама может ассоциироваться с более высоким выпуском и более низкими ценами, чем те, что возможны в рамках статической модели (рис. 1056).
Рис. 105. Рекламирование, a. Влияние рекламы на спрос (D) в условиях статического рынка. Сочетание цена—выпуск (Р, Q), при котором достигается максимизация прибыли (см. максимизация прибыли) без применения рекламы, показано пересечением кривой предельной выручки (MR) и кривой предельных издержек (МС). В результате затрат на рекламу кривая предельных затрат сдвигается в положение МС1 так что теперь сочетание Р, Q, показанное пересечением MR
и МС1, характеризуется более высокой ценой (РА) и более низким уровнем предложения (QА). б. Первоначальное сочетание цена—выпуск (Р, Q), максимизирующее прибыль без использования рекламы, показано пересечением кривой предельного дохода (MR) и кривой предельных затрат (МС). Эффект от рекламы состоит в увеличении общего рыночного спроса с DD
до DADA
с новой кривой предельной выручки (MRA). Такое расширение рыночного спроса дает отрасли возможность достигнуть в производстве экономии от масштаба, которая перекрывает дополнительные расходы на рекламу. Следовательно, кривая предельных затрат на увеличившемся рынке (МС1) лежит ниже, чем исходная кривая предельных затрат. Новое сочетание цена—выпуск, максимизирующее прибыль (определяемое пересечением MRA
и МС1), приводит к установлению более низкой цены (РА) и более высокого выпуска (QA), чем прежде.
См. барьеры входа, монополистическая конкуренция, олигополия, эффективность распределения.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА (product
differentiation) — элемент рыночного поведения, обозначающий способы, с помощью которых производители пытаются выделить свой продукт из общей массы аналогичных продуктов. Дифференциация продукта — один из способов неценовой конкуренции (см. конкуренция). Со
«стороны предложения» продукты могут быть дифференцированы согласно их отличиям в качестве, оформлении, изобретениях или нововведениях, дизайне, стиле и упаковке. Со «стороны спроса» различия между продуктами могут быть подчеркнуты с помощью рекламы, акцентирующей внимание потребителей на качественных отличиях товаров: «лучше, чем», «чище и белее, чем» и т.д. Чем более несведущи покупатели в относительных преимуществах и недостатках конкурирующих торговых марок, тем легче их будет убедить с помощью рекламы приобрести ту или иную марку.
Дифференциация продукта проводится с целью сохранения спроса на продукты фирмы и с помощью приверженности (потребителя) торговой марке
для увеличения объёма продаж или по крайней мере для поддержания его на постоянном уровне. Значение дифференциации продукта состоит в том, что она расширяет способы действий конкурентов, т. е. фирмы конкурируют друг с другом, улучшая качество изделий, рекламы и т. д., а не только посредством цен.
Дифференциация продукта является важным средством для получения конкурентных преимуществ, и в
отдельных рыночных структурах, особенно при олигополии, она обеспечивает более эффективную стратегию конкуренции, чем это позволяет ценовая конкуренция. Преимущества конкуренции посредством дифференциации продукта состоят в том, что если снижение цен, например, может быть быстро и в полной мере повторено конкурентами, то успешную рекламную кампанию или внедрение нового продукта воспроизвести труднее. Более того, в то время как ценовая конкуренция снижает прибыльность фирмы, дифференциация продукта помогает сохранить или даже повысить прибыль фирмы. В частности, если фирма предлагает потребителю уникальный продукт, она может устанавливать цену, превышающую цену конкурентов. В конечном счёте, дифференциация продукта может служить барьером входа
на рынок, защищая его, таким образом, от новых конкурентов.
Хотя дифференциация продукта часто упоминается как форма «несовершенства рынка», это не значит, что неоднородность продукта является отрицательным качеством. Истинные различия, в частности, обеспечивают потребителям больший выбор.
См. также модель характеристик продукта, монополистическая конкуренция,ОЛИГОПОЛИЯ, однородные продукты, структура рынка, разработка продукта, исследования и разработки, методы конкуренции, право интеллектуальной собственности, В.М.Гальперин. АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК (параграф 3А), послепродажное обслуживание, качество
РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО
(advertisting agency) — предприятие, специализирующееся на предоставлении маркетинговых услуг фирмам. Агентства обычно разрабатывают, организуют и проводят специальные рекламные кампании в пользу своих клиентов.
См.реклама, рекламирование.
УПРАВЛЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ СТАНДАРТОВ
(advertising standards authority
(ASA)) — государственный орган в Великобритании, регулирующий рекламирование с тем, чтобы гарантировать, что в рекламе даётся честное, справедливое и недвусмысленное представление о рекламируемых продуктах.
См.Хей Д., Моррис Д. Теория организации промышленности:/Пер. с англ. под ред. А.Г.Слуцкого. СПб.:Экономическая школа, 1999. В 2 т. т.1. - 384с., т.2. - 592с.Глава 4. Дифференциация продукта. Глава 5. Реклама
ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (after-sales service) — предоставление поставщиком или его агентом технических услуг клиенту, после того как последний приобрёл его изделие. Послепродажное обслуживание включает в себя замену неисправных изделий или деталей, ремонт и регулярное техобслуживание изделия. Эти услуги зачастую оказываются бесплатно в течение определённого периода, на который выдаётся гарантия качества и функционирования изделия, а затем — за небольшую плату, что позволяет фирме постоянно поддерживать свою репутацию у клиента. Таким образом, послепродажное обслуживание является важным элементом конкурентной стратегии.
См. дифференциация продукта, качество
Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:
Вернуться на страницу "Указатель терминов"
Координация материалов. Экономическая школа