100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





ВХОД НА РЫНОК (market entry) — вхождение на рынок новой фирмы или фирм. В теории рынков предполагается, что фирмы входят на рынок, создавая новые предприятия, что, таким образом, приводит к увеличению количества конкурирующих производителей (см. новообразующие инвестиции). Вход новых фирм на рынок происходит тогда, когда закрепившиеся на данном рынке фирмы получают сверхприбыли. Вход новых фирм играет важную роль в расширении потенциала предложения на рынке и в устранении сверхприбылей. На практике вход новых фирм происходит также путём поглощения или слияния с уже существующей фирмой.

 

Большинство рынков характеризуются барьерами входа, которые ограничивают вход или препятствуют ему, защищая уже существующие фирмы от новых конкурентов.

 

См. условия входа, потенциальный конкурент, рынок потенциальной конкуренции, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, лимитное ценообразование.

 

 

ВЫХОД С РЫНКА (market exit) — выход с рынка фирмы или фирм. В теории рынков фирма покидает рынок, если для неё становится невозможным получение нормальной прибыли в длительном периоде. Выход фирм играет важную роль в устранении избыточной мощности и уменьшении общего предложения на данном рынке.

См. также убыток, средние затраты в коротком периоде, валовая прибыль.

 

 

УСЛОВИЯ ВХОДА (condition of entry) — элемент структуры рынка, характеризующий лёгкость или трудность проникновения новых производителей на рынок. Согласно теории рынка, доступ на рынок может быть либо совершенно свободным (как в случае совершенной конкуренции, когда новые производители могут проникать на рынок и конкурировать на равных с укоренившимися фирмами), либо почти невозможным (в ситуации олигополии и монополии, когда существующие барьеры входа жёстко ограничивают доступ на рынок). Значение барьеров входа в теории рынка состоит в том, что они позволяют укоренившимся фирмам получать долгосрочную прибыль, превышающую равновесную нормальную прибыль, имеющую место в условиях совершенной конкуренции (т. е. в условиях свободного доступа на рынок).

См. вход на рынок, потенциальный конкурент, лимитирующее ценообразование.

 

 

ТЕОРИЯ РЫНКОВ (theory of markets) — часть экономической теории, посвященная тому, как редкие (см. редкость) факторы производства размещаются по многим товарным рынкам. Особенное внимание в этой теории уделяется вопросам определения цен и выпусков товаров и услуг, ценам на факторы производства и использованию последних.

 

Теория рынков различает типы рынков в соответствии с их рыночной структурой. Главное структурное отличие — степень концентрации продавцов и относительные размеры рынков. Другие структурные особенности, которым уделяется внимание, относятся к характеру предлагаемого товара (существует ли дифференциация продукта или же это однородный продукт) и к условиям входа в эту отрасль. Выделяя эти структурные различия, теория исследует, каким образом рыночная структура во взаимодействии с рыночным поведением порождает конкретные формы действенности рынка.

 

См. также совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, размещение ресурсов,парадигма «структура рынка—поведение-результативность», рынок факторов, ценовая система, оптимальность по Парето.

ВЕХИ, том пятый, теория рынков

Жан Тироль. Дифференциация продукта

В.М.Гальперин. Гл.12 Дифференциация продукта и монополистическая конкуренция

Дональд Хей, Дерик Моррис.  Глава 4. Дифференциация продукта

 

 

ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (industrial economics or industrial organization) — раздел экономики, связанный с функционированием ценовой системы. Теория отраслевой организации изучает взаимоотношения между структурой рынка, рыночным поведением и действенностью рынка, используя подход теории рынков, но в эмпирическом и динамическом аспектах.

Учебные материалы: Организация отрасли

Организация отрасли Industrial Organization 

 

 

БАРЬЕРЫ ВХОДА (barriers to entry) — элемент структуры рынка, характеризующий препятствия к появлению на рынке новых участников. Препятствия к вхождению на рынок имеют различную природу:

 

(а)     преимущество более низких затрат у укоренившихся фирм, возникшее в результате того, что они владеют значительной долей рынка и реализуют в производстве и сбыте экономию от масштаба;

 

(б)     сильная приверженность потребителей к продуктам укоренившихся фирм, сформировавшаяся в результате деятельности, направленной на дифференциацию продукта;

 

(в)     контроль над источниками сырья, технологией и рынками со стороны укоренившихся фирм, осуществляемый либо прямым владением, либо через патенты, франшизу и исключительное дилерство;

 

(г)     большие капитальные затраты, которые должны осуществить новые участники, чтобы начать производство и покрыть убытки начальной стадии входа на рынок.

 

Экономическое значение входных барьеров заключается в том, что они могут заблокировать вход на рынок и тем самым дают возможность укоренившимся фирмам получать сверхприбыль и воздействуют на функцию размещения ресурсов, выполняемую рынками.

 

Вышеперечисленные факторы могут поставить серьёзные проблемы перед небольшим, начинающим с нуля новым участником (см. новообразующие инвестиции). Однако они могут не оказать почти никакого воздействия на крупную фирму-конгломерат, располагающую обширными финансовыми ресурсами, которая пытается войти на этот рынок путём слияния с укоренившимся производителем или поглощения его. Более того, основную теоретическую предпосылку доступа, что укоренившиеся фирмы всегда имеют преимущества перед потенциальными участниками, следует также поставить под сомнение. В обстановке динамического рынка новые участники могут ввести новую технологию, опередив существующие фирмы, или разработать новый продукт, что даст им конкурентные преимущества перед укоренившимися фирмами.

 

См. также условия входа, лимитное ценообразование, потенциальный конкурент, олигополия, монополия, гибкая производственная система.

 

БАРЬЕРЫ ВЫХОДА (barriers to exit) — элемент структуры рынка, характеризующий препятствия на пути фирмы, намеревающейся покинуть рынок, которые удерживают фирму на рынке несмотря на падение объёма продаж и прибыльности. Выходные барьеры определяются тем, владеет ли фирма используемыми ею активами или она арендует их; имеют ли эти активы специальное назначение или могут быть использованы в иных направлениях; можно ли реализовать активы на рынках подержанного имущества; какова степень недоиспользования ёмкости рынка и степень развитости производственной и сбытовой инфраструктур. Барьеры выхода определяют лёгкость, с которой фирмы могут покинуть приходящие в упадок рынки, и, таким образом, воздействуют как на прибыльность фирм, так и на функционирование рынков.

 

См. жизненный цикл продукта, ценовая система, рынок потенциальной конкуренции.

 

БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ЗАТРАТЫ (sunk cost) — любые расходы на специализированные факторы производства длительного пользования, например на машины и оборудование, которые не могут быть использованы для других целей или быстро перепроданы. Безвозвратные затраты не влияют на предельные Затраты и не оказывают воздействия на краткосрочные производственные решения.

См. также альтернативные затраты, барьеры выхода.

 

 

НОВООБРАЗУЮЩИЕ ИНВЕСТИЦИИ (greenfield investment) -создание фирмой нового обрабатывающего завода, мастерской, офиса и т. д. Новообразующие инвестиции предпринимаются «стартующими» (т. е. новыми) субъектами бизнеса и уже существующими фирмами с целью расширения своей деятельности (см. органический рост). Постройка нового завода может оказаться предпочтительнее использования существующих заводов при поглощениях или слияниях (см. внешний рост), поскольку это даёт фирме большую гибкость в выборе подходящего расположения. Это позволяет ей построить завод, размер которого наиболее подходит для внедрения современной технологии, избегая таким образом различных проблем, связанных с рационализацией и реорганизацией существующих заводов и практикой ограничения на увольнение.

См. вход на рынок, барьеры входа.

ВЕХИ, том 5, Теория отраслевых рынков

 

 

ГИБКАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА (ГПС) (flexible manufacturing system (FMC)) — метод производства, заключающийся в широком применении автоматизации и компьютеров с целью ускорения производства небольших партий деталей или изделий при одновременном поддержании гибкости изготовления широкой номенклатуры продукции.

 

Гибкие производственные системы позволяют изготовлять небольшие партии изделий с теми же единичными (удельными) затратами, что и при крупномасштабном производстве, сокращая, таким образом, преимущества в отношении затрат, связанные с экономией от масштаба, и снижая минимальный эффективный масштаб. Это даёт возможность мелким фирмам конкурировать с крупными в области затрат и может привести к уменьшению концентрации продавцов.

 

См. барьеры входа

 

 

МЕЛКОСЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (batch production) — изготовление продукции в небольших количествах с использованием трудоёмких производственных методов (см. трудоёмкая фирма/ отрасль). Мелкосерийное производство распространено главным образом в тех отраслях, которые производят нестандартизованную продукцию, рассчитанную на потребителей с разнообразными запросами. Отрасли с мелкосерийным производством обычно характеризуются низким уровнем концентрации продавцов, лёгкими условиями доступа и высокими единичными затратами.

См. производство, массовое производство, условия входа, гибкая производственная система

 

 

 

ТРУДОЁМКАЯ ФИРМА/ОТРАСЛЬ (labour-intensive firm/indus-try) — фирма или отрасль, затрачивающая при производстве данного объёма товаров и услуг сравнительно большое количество труда и относительно малое — капитала.

 

Соотношение затрат труда и капитала, используемых фирмой в производстве, зависит в основном от относительных цен этих ресурсов и их относительной производительности. Последняя, в свою очередь, зависит от степени стандартизации продукта, поскольку к фрагментированным рынкам, где потребители требуют разнообразия продуктов, методы крупномасштабного капиталоёмкого производства, позволяющие получать экономию от масштаба, неприменимы.

 

Изготовление одежды, слесарно-водопроводное дело, парикмахерские — типичные примеры трудоемких отраслей.

 

См. мелкосерийное производство, фондовооружённость

 

 

 

ПРОИЗВОДСТВО (production) — соединение фирмой факторов производства (труд, капитал и т. д.) для осуществления выпуска товаров и услуг. Связь между затратами и выпуском изображается производственной функцией (в физическом выражении) и функцией затрат (в стоимостном выражении).

 

См. мелкосерийное производство, массовое производство, гибкая производственная система

 

 

МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО (mass production) — производство продукта в крупных масштабах, с использованием непрерывного потока капиталоёмких методов производства. Массовое производство типично для отраслей, в которых производимая продукция в высокой степени стандартизирована, что позволяет заместить труд автоматическим оборудованием и процессами. Отрасли с массовым производством обычно характеризуются высокими уровнями концентрации продавцов, сложными условиями входа и использованием экономии от масштаба, что приводит к низким издержкам производства на единицу продукции. Ср. мелкосерийное производство.

 

См. производство, автоматизация

 

КАПИТАЛОИНТЕНСИВНАЯ ФИРМА/ОТРАСЛЬ (capital-intensive firm/industry) — фирма или отрасль, которая производит товары или услуги, используя сравнительно большое количество капитала и сравнительно малый объём труда. Пропорции, в которых фирма использует труд и капитал в производстве, зависят, главным образом, от относительных цен на труд и капитал и их относительной производительности. А они, в свою очередь, зависят от степени стандартизации выпускаемого продукта. Когда стандартизованные продукты продаются в больших количествах, то можно использовать крупномасштабные капиталоинтенсивные технологии производства, которые обусловливают экономию от масштаба. Примерами капиталоинтенсивных производств (отраслей) являются: выплавка алюминия, очистка нефти и производство стали.

См. массовое производство, фондовооружённость

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

 Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

 







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru